Кодекс Леонардо да Винчи из частного собрания доктора Арманда Хаммера
Предлагаемый путеводитель раскрывает краткое содержание листов Кодекса, для того чтобы получить представление о проблемах, рассматриваемых Леонардо да Винчи.
Кодекс ранее имел красный сафьяновый переплет и коробку, обтянутую коричневым сафьяном. Переплет датируется XVII веком, и в момент приобретения рукописи д-ром А. Хаммером, последняя находилась в нем. В настоящее время Кодекс разброшюрован и разделен на составные листы для целей изучения и экспонирования.
Леонардо писал на обеих сторонах листа справа налево, и так как листы были перегнуты пополам, он располагал четырьмя «страницами» для своих заметок. Этим объясняется наличие четырех секций с текстом в каждом экспонате Кодекса.
Хаммер 1А обозначает экспонат 1, сторону А, Хаммер 1В, соответственно, оборот того же листа. (Сказанное относится к экспонатам 1-18.) Хаммеровский Кодекс, прежде носивший название Лейчестерского Кодекса, является единственным манускриптом великого художника и ученого эпохи итальянского Возрождения Леонардо до Винчи, в настоящее время остающимся в частном собрании.
В декабре 1980 г. Кодекс был приобретен всемирно известным представителем деловых кругов и коллекционером д-ром Армандом Хаммером в Лондоне на аукционе фирмы «Кристи». В марте 1981 г. британское правительство предоставило лицензию на постоянный вывоз манускрипта.
Леонардо составил рукопись, получившую позднее в переплетенном виде название Лейчестерского Кодекса, по всей вероятности, между 1506 и 1508 г. во Флоренции и Милане; отдельные дополнения могли быть сделаны в 1510 г. В XVII в. Кодекс получил название «О природе, давлении и движении воды». В то время как вода является предметом интенсивного исследования в этой рукописи, заметки Леонардо, а также более трех сотен иллюстраций отражают его идеи по вопросам света и тени, в области астрономии, механики, гидродинамики, технологии, физическом географии, геологии и палеонтологии.
По мнению Карло Педретти. которого Кеннет Кларк считает «бесспорно самым крупным специалистом нашего времени по Леонардо да Винчи», Кодекс первоначально служил великому ученому в качестве своеобразной записной книжки. Он состоит из восемнадцати сфальцованных листов бумаги с заметками, написанными по-итальянски в зеркальном изображении во всех четырех секциях — левой, правой, лицевой и оборотной — всего 72 страницы. Предполагается, что Леонардо исписывал один лист, заполняя его четыре страницы, вероятно, в обратной последовательности. Ввиду того, что он старался ограничить заметки, связанные с определенной группой наблюдений, одной страницей, между содержанием разных страниц не всегда существует прямая связь. Тем не менее, каждый сфальцованный лист отражает определенное идейное содержание. В целом Кодекс позволяет познакомиться с лабораторией мыслительного процесса Леонардо, который зачастую характеризуется колебаниями и пересмотром суждений. По мнению Педретти, две наиболее захватывающие концепции, высказанные на страницах Кодекса, содержатся в заметках о силе пара (Хаммер 10А, правая сторона) и о подводной лодке (Хаммер 15А, левая сторона).
В 1690 г. Джузеппе Гецци (1634-1721) обнаружил эту рукопись в Риме среди бумаг миланского скульптора Гульельмо делла Порта (род. в 1577 г.), который надписал оригинальную обложку Кодекса. В 1717 г. Гецци продал манускрипт Томасу Коку, первому графу Лейчестерскому, по которому Кодекс получил свое название. Кодекс оставался в наследственном владении графской семьи до приобретения его д-ром Армандом Хаммером в 1980 г. Вплоть до 1981 г. Кодекс лишь однажды выставлялся для всеобщего обозрения — в Королевской Академии в Лондоне в 1952 г. В январе 1981 г. была организована специальная однонедельная выставка в Галерее изобразительных искусств Коркорана в Вашингтоне, округ Колумбия, по случаю вступления в должность Президента США. В марте того же года Кодекс был возвращен в Галерею Коркорана для продленного показа. Позднее Кодекс экспонировался в Лос-Анджелесе, Лондоне, Флоренции, Париже, Эдинбурге, Стокгольме и Балтиморе.
Кодекс послужил важным инструментом для установления хронологии рукописей Леонардо и для изучения его стиля. Например, содержащееся в нем прекрасное описание цвета атмосферы (Хаммер 4А, правая сторона) является основополагающим для понимания того, как художник добивался уникального эффекта заднего плана в таких своих произведениях, как Монна Лиза. Словами Педретти в его введении к каталогу аукциона Кристи можно сказать: «С определенной уверенностью, можно прийти к выводу, что без Кодекса ... не существовала бы и Монна Лиза».