Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
Индекс материала
РАСТВОРИТЕЛИ СМОЛ
Винный спирт (этиловый алкоголь)
Денатурированный спирт
Древесный спирт (метиловый алкоголь)
Аниловый спирт.
Серный эфир
Сернистый углерод, или сероуглерод
Хлороформ
Нитробензол, или мирбановое масло
Камфара
Уксусноамиловый эфир («грушевая эссенция»)
Все страницы

Смолы растворяются во многих растворителях, которые по происхождению и составу своему весьма между собой различны, а именно:

1) в высыхающих, жирных маслах при нагревании, причем мягкие виды смол размягчаются в них и при обыкновенной температуре;

2) в растительных эфирных маслах при обыкновенной или высокой температуре: в лавендуловом, спиковом, розмариновом, гвоздичном, каэпутовом и др.;

3) в минеральных летучих маслах: бензине и нефти, при обыкновенной или высокой температуре и

4) в целом ряде других растворителей, описание которых следует.

 


Винный спирт (этиловый алкоголь). Безводный спирт, или так называемый абсолютный алкоголь, является сильнейшим растворителем вообще большинства органических соединений и в том числе смол. Винный спирт чистый, называемый ректификатом, содержащий 95—97% алкоголя, также растворяет некоторые мягкие смолы и между ними шеллак. С эфиром (и водою) спирт смешивается во всех пропорциях, кипит при 78, 3°Ц.

 

Для снятия старых лаков и растворения засохшего масла пользуются следующими составами:

1) 2 части винного спирта крепостью в 90°, смешанных с 1 частью нашатырного спирта;

2) 1 часть соляной кислоты с 7 частями спирта;

3) составом, называемым у немцев «Putzwasser», у французов «Eau a nettoyer», представляющим смесь из 2 частей винного спирта с 1 частью скипидара или 2 частей винного спирта с 3 частями скипидара, к чему добавляют 1/20 часть макового масла или копайского бальзама.

 


Денатурированный спирт в 90°, содержащий в себе древесный спирт, также может применяться при составлении жидкостей для снятия лаков.


 

Древесный спирт (метиловый алкоголь). Получается из древесного уксуса, добываемого сухой перегонкой дерева. Имеет характерный неприятный запах и образует вредные для дыхания пары. Употребляется для снятия старых-лаков *.



Аниловый спирт. Главная составная часть сивушного масла, получающегося при очистке винного спирта. Испарения его ядовиты. Входит в состав жидкостей, употребляющихся для чистки старых масляных картин, а также для снятия старых лаков.

 


Серный эфир. Получается перегонкой винного спирта с серной кислотой. Кипит при 35° и весьма быстро улетучивается при обыкновенной температуре, образуя с воздухом взрывчатую смесь. В воде мало растворим. Растворяет масло и смолы.

 


Сернистый углерод, или сероуглерод. Получается действием паров серы на расска-ленный уголь. Подвижная, быстро улетучивающаяся при обыкновенной температуре жидкость, распространяющая неприятный запах и ядовитые пары. Кипит при 46, 5°. С  водой не смешивается и растворяется в ней в ничтожном количестве, со спиртом же, эфиром, ацетоном и подобными им жидкостями растворяется во всех пропорциях. Смолы, эфирные и жирные масла, каучук, гуттаперчу, камфару и серу растворяет свободно. Применяется также для извлечения масла из семян и растворения засохшего масла.


Сероуглерод огнеопасен и требует осторожного обращения с собою. Очищенный сероуглерод менее вреден для вдыхания и не имеет неприятного запаха.
Ацетон. Продукт перегонки уксуснокислых солей. Содержится в некотором количестве в древесном спирте. Обладает сильным, но не противным запахом; очень подвижная и быстро улетучивающаяся при обыкновенной температуре жидкость. Смешивается с водой, спиртом и маслами. Растворяет смолы, камфару и засохшее старое масло.

 


Хлороформ. Получается из винного спирта или ацетона в соединении с белильной (хлорной) известью.
Спиртообразная жидкость с характерным запахом и сладковатым вкусом. Быстро улетучивается, образуя одуряющие пары. Кипит при 61—62°. Смешивается с винным спиртом, жирными и эфирными маслами, но очень мало растворим в воде. Хорошо растворяет смолы и давно засохшее масло.
Сохраняется в темном месте, так как при действии света разлагается.

 


Нитробензол, или мирбановое масло. Получается действием азотной кислоты на бензол. Маслянистая, медленно улетучивающаяся желтого цвета жидкость с сильным   запахом горького миндаля. Смешивается с жирными эфирными маслами и хорошо растворяет старые лаки.



Камфара. Твердая составная часть, извлекаемая из эфирного масла, получаемого перегонкой с водой измельченных частей камфарного дерева. Кристаллическое белое сильно пахнущее вещество, легко растворимое в спирту, хлороформе и т. д. Применяется для растворения твердых смол, но употребление ее дурно отражается на лаках, теряющих в присутствии ее блеск.



Уксусноамиловый эфир («грушевая эссенция»). Получается из амилового спирта. Бесцветная подвижная жидкость с запахом груши. Смешивается с винным спиртом и эфиром. Кроме смол и масел растворяет целуллоид, причем получается «цаллон-лак».
Кроме названных выше растворителей смол, современная химия имеет и другие, которые также имеют применение на практике в фабричном производстве лаков.

Таковы: моно- и дихлорбензолы, эпихлоргидрин, дихлоргидрин, терпинеол (растворяющий большинство копалов), тетралин  и др.

 

 см. материалы:

 О смолах в живописи

Шеллак (гумми-лак)

Канифоль

Мастика (Mastix)

Даммар (Dammara)

Сандарак

Янтарь

Копалы

 

Живописные материалы

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА

Склеивающие способности яйца настолько очевидны, что мысль применения его в живописи в качестве связующего вещества красок не могла не зародиться уже в глубокой древности. Один из древнейших письменных документов, которым ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Гумми-арабик

Гумми-арабик есть продукт, выделяющийся тропическими акациями. Лучшим гумми-арабиком считается тот, который получается с сенегальских акаций, носящий название: Kordofan-gummi. Этот последний имеется в продаже в виде круглых, совершенно бесцветных или с ...

Терминалогия

Листаем и читаем ...

Ткани

    Позднее основой для станковой живописи стала ткань. Во многом это было связано с переходом от темперной живописи к масляной, но не только: холст был 6oлee удобным основание для хранения ...

Дерево, металл, пергамент и бумага

Листаем и читаем ...

ИСТОРИЯ ТЕМПЕРЫ

Словно «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно (на момент написания этого текста 1948г), и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

ПОДРАМНИКИ

    Для стабилизации холста строго в плоскости, придания ему определенной жесткости и сохранения его эластичности растянутый холст крепился на раму. В течение длительного времени подрамник был неподвижным и по существу ...

Подрамники, грунты

Листаем и читаем ...

Лаки

У живописцев Возрождения и Солее позднего времени наибольшее распространение получили масляные лаки, представляющие собой высыхающие масла, в которых при нагревании растворяли различные растительные смолы. Маслами для приготовления лака были главным ...

Покрывные лаки

Листаем и читаем ...

Материалы в живописи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Воздушная перспектива

Согласно словарям, воздушная перспектива - это создание глубины изображения с помощью градаций цвета и прорисованности деталей. Давайте теперь уточним - глубина изображения, а по другому создать объём, объём пространства с учётом ...

Технические приёмы и правила живописи

Листаем и читаем ...

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА

Связующее вещество современной   темперы   состоит из искусственной эмульсии.Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае, ...

Материалы для темперной живописи

Листаем и читаем ...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПАСТЕЛИ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПАСТЕЛИПастель закрепляется теми же средствами, которые предназначаются для фиксирования рисунков.Так как пастель при закреплении ее красок значительно изменяет свой тон, то ее часто оставляют нефиксированной, но в этих случаях ...

Материалы для пастели

Листаем и читаем ...

Масла сосновых и еловых семян

Масла сосновых и еловых семян (особенно первое) являются прекрасными заменителями льняного масла. Они желтеют меньше последнего. Солнечным светом выбеливаются легко и вполне. С красками дают хорошую пасту, похожую на пасту, ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

КАРТОННЫЙ ГРУНТ

 В торговле имеется тряпичный картон серого цвета и древесный светложелтого цвета. Первый из них благодаря своему происхождению обладает плотностью и   эластичностью, второй же — ломок и рыхл.Хороший прессованный тряпичный картон ...

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА

Листаем и читаем ...

Соус

Соус выпускается трех цветов: черный, серый и коричневый; он обладает интенсивной красящей способностью. Приготовляется соус из пигмента, часов-ярской глины, мела и препарата ...

Карандаши для рисования

Листаем и читаем ...

КРАСКИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

КРАСКИ РЕЛЬЕФНЫЕ     Рельефные краски применяют для художественной росписи тканей, кожи, дерева, стекла и других материалов.     Рельефные краски представляют собой пастообразные смеси минеральных и органических пигментов ...

Оборудование и вспомогательные материалы

Листаем и читаем ...

СПОСОБЫ ОЧИСТКИ, ОТБЕЛИВАНИЯ И СГУЩЕНИЯ МАСЕЛ

    1. Для высветления льняного масла пользуются весенними и летними месяцами, когда наиболее активны солнечные лучи.    Льняное масло наливают в широкогорлую банку из прозрачного стекла и закрывают крышкой или стеклом.    ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

Альбомы для рисования

Альбомы для рисования выпускаются трех размеров (мм): 203x144, 288x203, 407x288; обычно они состоят из 40 ...

Выбор бумаги

Листаем и читаем ...