Леонардо да Винчи (1452 - 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО

«Эта книга станет справочником. Она сложилась из множества страниц, которые я в неё вписал, надеясь впоследствии привести все в порядок ... и поэтому, о Читатель, не проклинай меня за то, что интересующих меня предметов слишком много, ...» Leonardo


Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

ПОТЕМНЕНИЕ, ПОЖЕЛТЕНИЕ И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТОНА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Изменения тона в масляной живописи происходят от различных причин в различный промежуток времени, иногда даже в неоконченной работе. Одни из них относятся к непоправимым изменениям, другие же устраняются более или менее легко.

Характер изменений и условия, при которых они происходят, следующие:

1)    Медленное потемнение и пожелтение живописи на всей плоскости картины, совершающиеся на протяжении большого промежутка времени, причем живопись приобретает характерный, так называемый «галлерейный тон», есть следствие естественного процесса изменения масел и смол. Живопись, исполненная с большим количеством масел, желтеет в большей степени, нежели живопись менее жирная, причем живопись приобретает так называемую патину.

2)    Быстрое потемнение и пожелтение свежей живописи на всем пространстве находят объяснение в позднейших исследованиях этого вопроса, произведенных А. Эйбнером.
 
Масляный слой, как установлено им, желтеет при высыхании вследствие образования в нем свободной линоленовой кислоты. Чем больше содержится в масле последней, тем энергичнее происходит пожелтение его.
Отсутствие дневного света в первом периоде просыхании масляного слоя также содействует пожелтению его. Так желтеют свинцовые белила в темных помещениях, где водяные пары, присутствующие в воздухе, осаждаются на поверхности предметов. Особенно увеличивается пожелтение белил в том случае, если краска содержит в себе оставшийся от фабрикации свинцовый сахар (уксуснокислый свинец), так как сахар этот притягивает к себе воду. Один из составных элементов свинцовых белил — гидрат окиси свинца — также содействует пожелтению белил.

3)    Желтеют и коричневеют и смолы: канифоль, янтарь, копалы, мастика. Естественно, что жел-
теют и темнеют и приготовленные из них картинные лаки, защищающие живопись от действия на
нее газов, водяных паров, пыли и копоти и всяческих загрязнений.

При снятии с картины лака, если это представляется возможным, нередко возвращается ей первоначальный ее тон.

Подвергнутая непосредственному действию лучей солнца потемневшая и пожелтевшая живопись высветляется почти совершенно.

4)    При употреблении в подмалевке и вообще в нижних слоях живописи большого количества
крепких и сильно окрашенных марганцовых и свинцовых сикативов (особенно сикатив Куртрэ), красящие начала которых имеют способность растворяться в масле и проникать  в верхний   слой живописи, происходит потемнение и окрашивание его в цвет сикативов. Степень потемнения различна и находится в прямой зависимости от количества употребляемых в дело сикативов. Потемнение этого рода относится к разряду неисправимых.

5)    При протирании вжухлостей лаками для ретуши тон пожухших мест обязательно темнеет и
тем сильнее, чем больше масла потеряла прожухшая краска.

При промасливании вжухлостей потемнение красок может быть до известной степени избегнуто.

6)    При утрате кроющей силы свинцовыми белилами нижележащие темные краски и грунт начинают сильно просвечивать, что ведет к более или менее осязательному и стойкому потемнению живописи.

7)    Умбра, сиенская и зеленая земли темнеют в масляной живописи с течением времени под влиянием высыхания масла, которое, сжимаясь, сближает частицы красок (Мериме).

8)    Краски, относящиеся к разряду земель (охры, умбра и др. ), химический состав которых вполне приемлем для живописи, в некоторых случаях, как это замечено уже давно и многими наблюдателями, чернят масляную живопись.

Исследования этих явлений объясняют их следующим образом. Из опытов Эйбнера выяснилось, что большинство земельных красок окрашивают масло, на котором они растерты, если последнее содержит свободные жирные кислоты, так как в них растворяется некоторое количество краски с образованием новых соединений — железных и марганцовых солей жирных кислот. Приготовленные таким небрежным образом краски уподобляются до известной степени битуминозным краскам.
Наибольшее потемнение живописи в этом случае замечается при употреблении медленно высыхающих масел: макового и розмаринового. Так, обыкновенная масляная умбра, будучи покрыта но высыхании белилами, совершенно не окрасила последних; та же умбра с примесью розмаринового масла, покрытая по подсыхании белилами с примесью того же масла, сильно окрасила свинцовые белила и меньше — цинковые.

Для определения пригодности той или иной из названной категории красок необходимо руководиться следующим простым испытанием их. Небольшое количество краски опускается в пробирку и размешивается с эфиром или скипидаром. В том случае, если получится окрашенная жидкость, то испытуемая краска должна окрасить в живописи положенную сверх нее светлую краску, если про-сыхание их будет совершаться медленно.
9)    Потемнение и пожелтение кремницких белил и других свинцовых красок под влиянием действия на них сернистых газов устраняются действием света и воздуха и перекисью водорода.

10) Потемнение киновари, желтых хромов и других более или менее непрочных красок, самих
по себе и в смешении с другими, так или иначе изменяет тон и даже цвет живописи, восстановление которых не представляется возможным.

11)  Медное мыло, образующееся при действии медных красок на масло, растворяется в масле и
грязнит светлые краски, наносимые поверх медных красок. Медные синие краски зеленеют от масла.
Кроме того, медные  краски   чернеют в смесях  с другими красками и от сероводорода. Почернение это неисправимо.

12)    Асфальт, примененный в нижних слоях живописи, будучи способным растворяться в масле, подымается в верхние слои  живописи и чернит ее.

13)    При смешении красок с различным удельным весом (например, киновари и парижской лазури) более легкая из них подымается наверх, а более тяжелая опускается на дно, причем получается изменение первоначального тона смеси. Зеленая киноварь, составляемая из лазурей и желтого хрома, на этом основании до известной степени синеет.

Живописные материалы

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

ГРУНТ ВСТАРИНУ

Темпера независимо от ее состава требует более или менее плотного грунта; желтковая же темпера, имеющая место по преимуществу в станковой живописи, нуждается не только в плотном, но и деликатно приготовленном ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Гумми-арабик

Гумми-арабик есть продукт, выделяющийся тропическими акациями. Лучшим гумми-арабиком считается тот, который получается с сенегальских акаций, носящий название: Kordofan-gummi. Этот последний имеется в продаже в виде круглых, совершенно бесцветных или с ...

Терминалогия

Листаем и читаем ...

СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА

Склеивающие способности яйца настолько очевидны, что мысль применения его в живописи в качестве связующего вещества красок не могла не зародиться уже в глубокой древности. Один из древнейших письменных документов, которым ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Материалы в живописи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Где можно научиться рисовать (школы, классы, изостудии, педагоги)

Если хотите попасть в этот список, напишите нам через раздел контакты. Информация размещается - безвоздмездно, т.е. даром Для художников планируется отдельная страничка.   Индрикград РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ - художественная школа для взрослых Москва, м. Бауманская, ...

Школы и изостудии

Листаем и читаем ...

Углекислый аммоний

Углекислый аммоний получается перегонкой костей и другими способами. В свежем виде представляет белую кристаллическую непрозрачную массу с сильным запахом нашатырного спирта» На воздухе выделяет аммиак, покрываясь слоем белой соли мучнистого ...

Клеи и другие материалы

Листаем и читаем ...

СОСТАВ ПАСТЕЛИ

СОСТАВ ПАСТЕЛИПастель выделывается в форме карандашей, которые не имеют деревянной оправы, а обернуты лишь бумагой. Они разделяются на твердые, средние и мягкие.Приготовление пастельных карандашей не нуждается в особых приспособлениях, и ...

Материалы для пастели

Листаем и читаем ...

Терпентин

Терпентины, подобно прочим бальзамам, представляют полужидкие продукты, выделяемые различной породой сосен, елей, лиственниц и пихт. Они состоят из смол, растворенных в эфирных маслах растений.Терпентины, в зависимости от происхождения, имеют различные   ...

БАЛЬЗАМЫ В ЖИВОПИСИ

Листаем и читаем ...

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПАСТЕЛЬЮ

Существуют различные методы рисования пастелью, которые могут быть варьируемы по желанию; здесь приводятся лишь наиболее характерные из них.1)    Работа ведется исключительно пастельными карандашами. Здесь редко прибегают к растушке, которая заменяется ...

Материалы для пастели

Листаем и читаем ...

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ РАБОТЕ ГУАШЬЮ

Гуашевые краски разводятся водой до состояния жидкой сметанообразной массы. Ввиду склонности гуашевых красок к расслоению их следует тщательно размешивать. Излишек воды делает красочный слой тонким, просвечивающим», и краска теряет плотность, ...

Материалы для живописи гуашью

Листаем и читаем ...

Карандаши графитовые

Первое описание графитового карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского...

Карандаши для рисования

Листаем и читаем ...

Требования предъявляемые к бумаге

К бумаге для акварельной живописи предъявляются следующие основные ...

Выбор бумаги

Листаем и читаем ...

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК

Краски, предназначаемые для приготовления темперы, лучше приобретать в виде тонких порошков; грубые же порошки перед смешением с эмульсией следует растирать с водою и в таком виде сохранять их. Если пользуются ...

Материалы для темперной живописи

Листаем и читаем ...