Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Масла в неочищенном виде, кроме присущей им окраски, влияющей на цвет смешиваемых с ними красок, всегда имеют посторонние примеси, которые в значительной мере уменьшают быстроту их высыхания и влияют так или иначе на прочность масляного слоя.


К числу посторонних веществ, обычно находящихся в масле, относятся вода и растительная слизь, принадлежащая к белковым веществам. Вода и слизь могут присутствовать в совершенно чистом на вид прозрачном масле, и при продолжительном стоянии масла оседают на дно сосуда. Прозрачность масла и его внешняя чистота, таким образом, далеко еще не свидетельствуют о его действительной чистоте, чего художнику не следует упускать из виду.
Простейшими и безвредными способами очистки масел являются следующие:

1) Отстаивание масел на солнечном свету в закрытых пробкою сосудах; В пом случае вещества, чуждые маслам, осаждаются на дно сосуда, и масла одновременно выбеливаются. Чем дольше выдерживается масло, тем лучшим оно становится по своим качествам. Во всяком случае отстаивание должно продолжаться не менее двух лет.
Масло, налитое очень тонким слоем в плоские сосуды и предоставленное действию света и воздуха, в 2—3 летних дня становится бесцветным, как вода; масло в этом случае не только выбеливается, но и сгущается. В толстом слое его полезно продувать теплым воздухом.

2) Масло промывается горячей и холодной водой, которая более или менее часто меняется. Операция эта производится в бутылках, где масло взбалтывается с водой и выставляется на солнце, причем вода извлекает из масла слизь и другие посторонние вещества. Для лучшего отделения масла от воды к последней примешивается поваренная соль.
Тех же результатов достигают вымораживанием масла на сильном холоду; в этом случае все водные 30 примеси в масле замерзают и удаляются фильтрованием масла при температуре не выше точки замерзания. По Hauser'y масло обрабатывается снегом вместо воды.

3)    Поваренная соль, будучи примешанной к маслу, извлекает из него воду, вследствие чего все слизистые и другие вещества, содержащиеся в масле, при посредстве воды выделяются и осаждаются на дно. Хорошо действует сухая соль, взятая в количестве 2—3% масла, предварительно растертая в ступке с небольшим количеством его и
введенная затем в масло.

Вместо одной поваренной соли рекомендуется брать смесь, состоящую из 1 части соли и 10 частей жженого гипса, которые растираются в кашицу с маслом и присоединяются к остальному маслу. В последнем случае масло отстаивается в теплом месте несколько суток и не нуждается в фильтровании, так как становится совершенно чистым и без него.

4)    Масла выбеливаются процеживанием через костяной уголь.

5)    Недавно предложено выбеливать и очищать масла с помощью так называемого отбельного порошка, который носит название также флоридской, или фуллеровой земли и представляет природный алюминево-магниевый гидросиликат  .
Отбельным порошком пользуются различно. Масло или фильтруется через толстый слой грубоизмельченной флоридской земли, или же смешивается с тонкоизмельченным отбельным порошком и пропускается через фильтрпресс. В последнем случае на 100 частей масла берется 5—8 частей отбельного порошка, который смешивается с нагретым до 80° маслом; температуру последнего затем поднимают до 100°. Масло постоянно помешивается и затем пропускается через фильтр. С помощью флоридской земли масло не только отбеливается, но из него, кроме того, извлекаются слизь и вода.

6)    Так как масла, применяющиеся в живописи, не должны содержать в себе не только слизи, но и воды, т. е. должны быть «сухими», то можно рекомендовать простейший способ очистки их от названных примесей, который состоит в быстром нагревании их до 150—300°. В этом случае вода испаряется из масла, слизь же и белковые вещества (при 300°) свертываются, обращаясь в хлопьевидную массу, осаждающуюся на дно сосуда и увлекающую с собой другие посторонние вещества. Масла после этой операции приобретают способность высыхать более скоро, а также в значительной степени выбеливаются, так как при этом разрушаются и красящие вещества масла. Этот простой способ очистки масел не требует особых приспособлений и материалов и вместе с тем является в высшей степени действительным; не следует, однако, подвергать масло слишком высокой температуре и притом продолжительное время. Масло снимается с огня тотчас же, как только перестанут выделяться на его поверхности пузырьки и оно начнет сильно дымить.


7)    К новейшим способам отбелки масел принадлежит обработка их с помощью ультрафиолетовых лучей, получаемых от ртутной лампы. Свет этот, носящий название «увиолевого света»  , впервые предложен для названной цели Genthe.

 

При длительном хранении растительных жиров (равно как и животных) с доступом воздуха, например в бутыли без пробки, во время операции выбеливания масла и т. п., наблюдается, как известно, частичное химическое изменение их состава, именующееся в общежитии прогорканием масла, причем прогоркшее масло приобретает характерный запах и вкус. Объяснение этого явления находится в частичном разложении масла, с освобождением некоторых жирных кислот глицеридов, главным образом масляной кислоты, сообщающей маслам запах и вкус и придающей им кислую реакцию.

Прогоркшие масла нейтрализуются высушенной нагреванием двууглекислой содой, которой берется для этого в количестве 5% по весу масла.

Производя очистку и отбелку масел, необходимо иметь в виду, что ценность этих операций для получаемого продукта далеко не равнозначна. Очистка масел имеет гораздо более важное значение для качества масел, нежели их отбелка. Дело в том, что плохо очищенное масло, имеющее посторонние примеси: воду, слизь и пр., лишается способности быстро высыхать, не дает прочного нормального слоя и, следовательно, становится малопригодным. Наоборот, очищенное, но имеющее окраску масло изменяет лишь цвет   красок и притом главным образом белых и синих, что не представляет серьезного недостатка, так как красильное начало растительного происхождения, окрашивающее масло, в момент полного высыхания масла разрушается кислородом воздуха, причем все краски приобретают свойственный им оттенок, не исключая белил, которые становятся совершенно белыми.

Таким образом, отбелку масел можно и не доводить до полного совершенства, не нанося тем никакого ущерба для живописи.

Живописные материалы

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Гумми-арабик

Гумми-арабик есть продукт, выделяющийся тропическими акациями. Лучшим гумми-арабиком считается тот, который получается с сенегальских акаций, носящий название: Kordofan-gummi. Этот последний имеется в продаже в виде круглых, совершенно бесцветных или с ...

Терминалогия

Листаем и читаем ...

Масляной живопись

    Изобретение масляной живописи обычно приписывается Яну ван Эйку - живописцу, работавшему в XV веке. Однако история развития масляной живописи - долгий сложный процесс; длительное время наряду с масляными красками ...

Масляная живопись

Листаем и читаем ...

ДЕРЕВО

    Наиболее ранним материалом для основы в станковой живописи было дерево твердых пород, таких как самшит, кипарис, кедр и особенно лиственница, а также породы, отличающиеся высокой прочностью и не растрескивающиеся ...

Дерево, металл, пергамент и бумага

Листаем и читаем ...

СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА

Склеивающие способности яйца настолько очевидны, что мысль применения его в живописи в качестве связующего вещества красок не могла не зародиться уже в глубокой древности. Один из древнейших письменных документов, которым ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Темперная живопись

Темперная живопись берет свое начало от фаюмских портретов, написанных восковыми энкаустическими красками. Ее развитию и распространению весьма способствовала иконопись. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров.     Как полагают ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Лаки

У живописцев Возрождения и Солее позднего времени наибольшее распространение получили масляные лаки, представляющие собой высыхающие масла, в которых при нагревании растворяли различные растительные смолы. Маслами для приготовления лака были главным ...

Покрывные лаки

Листаем и читаем ...

Материалы в живописи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Основные правила подготовки бумаги для акварельной живописи

Поверхность подобранной по фактуре и качеству бумаги должна быть совершенно чистой. С нее должна быть удалена мелкая, часто невидимая пыль, мелкие загрязнения. При этом пользоваться резинкой не следует. Для удаления ...

Выбор бумаги

Листаем и читаем ...

ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕНИЯ

ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕНИЯМасла эти получаются главным образом выжиманием семян льна и мака. Семена, подвергающиеся выжиманию, нагреваются до известной температуры или же выжимаются холодными.Масла, получаемые горячим прессованием, ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА

Связующее вещество современной   темперы   состоит из искусственной эмульсии.Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае, ...

Материалы для темперной живописи

Листаем и читаем ...

СПОСОБЫ ОЧИСТКИ, ОТБЕЛИВАНИЯ И СГУЩЕНИЯ МАСЕЛ

    1. Для высветления льняного масла пользуются весенними и летними месяцами, когда наиболее активны солнечные лучи.    Льняное масло наливают в широкогорлую банку из прозрачного стекла и закрывают крышкой или стеклом.    ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

Работа акварельными красками

При длительной работе акварельными красками живопись следует начинать с более тонких (прозрачных) красок, состоящих из красителей, которые прочно соединяются с бумагой и не размываются после высыхания наносимыми последующими красками. Тонкие ...

Материалы для акварельной живописи

Листаем и читаем ...

Русский скипидар

Свежеперегнанный скипидар является прекрасным растворителем многих смол, окислившийся же в значительной мере теряет эту способность. Хороший французский скипидар растворяется в 5—6 частях винного спирта в 90° и дает светлый раствор.Скипидар, ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

ПОДРАМНИКИ

News image

Многолетняя практика художников, а также специальные исследования показали, что наиболее целесообразен подрамник, у которого бруски вяжутся простым шипом и раздвигаются при помощи клиньев.  Основные бруски ...

Оборудование и вспомогательные материалы

Листаем и читаем ...

КЛЕЙ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 Животный клей, получающийся вываркою костей, кож, сухожилий и других органов, состоит из двух близких по составу соединений: «глютина» и «хондрина». Первый содержится главным образом в костях, коже и соединительных тканях   ...

КЛЕЙ В ЖИВОПИСИ

Листаем и читаем ...

Графит

 Графит относится к продуктам натурального происхождения и по существу своему представляет одну из форм кристаллического углерода в смеси с различными иными веществами.Графитные карандаши в наше время очень популярны и имеют ...

Карандаши для рисования

Листаем и читаем ...