Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Британский ученый утверждает, что ему удалось обнаружить новую картину Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. «Сидящая девушка (Бьянка Сфорца?)» (ок. 1496).

Леонардо да Винчи. «Сидящая девушка (Бьянка Сфорца?)» (ок. 1496). Леонардо да Винчи. «Сидящая девушка (Бьянка Сфорца?)» (ок. 1496).

Леонардо да Винчи. «Сидящая девушка (Бьянка Сфорца?)» (ок. 1496).


Маленький портрет юной дамы (33x24 см), выполненный мелом, карандашом и чернилами на пергаменте, натянутом на дубовую доску, считался работой неизвестного немецкого художника начала XIX века.

Мартин Кемп, почетный профессор Оксфордского университета, проводил исследование картины с помощью мультиспектральной камеры, разработанной французской компанией Lumière Technology. На полученных снимках канадский судебный эксперт Питер Пол Биро обнаружил отпечаток пальца, идентичный отпечатку пальца Леонардо на неоконченной картине «Святой Иероним в пустыне». Художник работал над ней примерно в 1480 году, когда, как считают историки, еще не прибегал к помощи учеников, из чего ученые делают вывод, что отпечаток действительно принадлежит великому мастеру эпохи Возрождения.

Кроме того, наличие отпечатка на шее сидящей девушки само по себе является характерным признаком стиля Леонардо, который зачастую именно прикосновениями пальцев добивался точности рисунка.

Камера компании Lumière неоднократно применялась при изучении работ старых мастеров. Мультиспектральный анализ позволяет рассмотреть несколько слоев краски и определить, какие пигменты и пигментные смеси использовались художником, без взятия физических образцов. Например, для того чтобы написать зеленый костюм женщины, Леонардо применил прогрессивную технику ударов черным мелком по желтоватой поверхности пергамента. А сам мелок оказался амфелитом — мелкозернистым черным аргиллитом (глинистым сланцем). Между тем телесные оттенки и янтарные тона ириса получались благодаря тому, что пергамент просвечивал сквозь рисунок.

Инфракрасный анализ показал также наличие большого количества авторских поправок, которые очень похожи на те, что присутствуют на рисунке «Женщина в профиль». По всей видимости, рисовал и штриховал левша (как известно, Леонардо таковым и являлся), а реставрировал картину — неизвестный правша.

До нас не дошли другие картины Леонардо на пергаменте. Между тем известно, что, когда в 1494 году придворный французский художник Жан Перреаль посетил Милан, Леонардо расспрашивал его о рисовании мелками на пергаменте.

Профессор Кемп полагает, что на этот раз Леонардо прибег к пергаменту, поскольку портрет предназначался для книги стихов, посвященной изображенной девушке. Три дырки на левом краю, явно проделанные иглой, свидетельствуют о том, что когда-то картина была подшита к рукописи.

Костюм женщины и ее прическа соответствуют миланской моде конца XV века. Радиоуглеродный анализ пергамента, выполненный в Институте физики элементарных частиц Цюриха (Швейцария), датировал его 1440–1650 годами.

Но кто эта задумчивая девушка с льняными волосами? Профессор Кемп считает, что ее имя — Бьянка Сфорца; она дочь Лодовико Сфорцы (1452–1508), герцога миланского, и его фаворитки Бернардины де Коррадис. В связи с этим портрет должен быть написан около 1496 года, когда Бьянка в возрасте 13–14 лет вышла замуж за капитана Галеаццо Сансеверино, покровителя Леонардо. Несколько месяцев спустя после свадьбы она скончалась.

Известны два портрета других любовниц герцога: Сесилии Галлерани («Дама с горностаем») и Лукреции Кривелли («Прекрасная Ферроньера»).


Подготовлено по материалам http://culture.compulenta.ru/467163/

Из мира познавательного

Проголосуй

Для развития сайта надо