Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Киплик Дмитрий Иосифович – художник, педагог, занимался технологией живописи и пропагандировал научный подход к написанию картин.


Фигура эта довольно загадочная. Не своими воззрениями, а тем, что о его судьбе широкой публике практически ничего не известно. В отличии от его друга Ф.Рерберга и сокурсника (другим его сокурсником был знаменитый Репин), о Киплике нет ни статьи в энциклопедии, ни сборника воспоминаний учеников, а его картины выставляются – если выставляются! – преимущественно в Петербурге в рамках тематических выставок.
Но, несмотря на отсутствие сведений о личности, имя Киплика известно практически всем художникам – на его рецепты ссылаются все, особо рекомендуя их тем, кто только начинает изучать живопись.
Родился Дмитрий Киплик в 1865 году в состоятельной семье. Но потом (по воспоминаниям родственников) что-то произошло, и семья обеднела.
Учился Киплик в петербургской Академии художеств по одним данным с 1882, по другим – с 1884 года по 1892, когда, вместе с Рербергом отказавшись от защиты диплома, получил звание неклассного художника.
Некоторое время он жил в провинции, но недолго. К 1896 он возвращается, живёт в Петербурге и Москве, активно участвует в местных выставках. В этом же 1896 он принимает участие в Берлинской международной выставке. Как художник он тяготеет к жанровым картинам и портретам, считается хорошим колористом.
«В Высшем Художественном Училище при Императорской Академии Художеств введён наконец курс декоративной живописи (лектор Киплик) … В виду современного устремления живописи от станковой к монументальному её приложению и начавшихся уже работ наших лучших художников по росписи плафонов … подобное новшество Академии должно быть приветствуемо как вполне современное и очень важное начинание для поднятия уровня современной русской живописи».
(Хроника // Аполлон, 1910, №7).
Преподавать Киплик начинает только в 1910 году, будучи уже зрелым человеком и вполне сложившимся исследователем. В 1910 году Совет при Высшем Художественном Училище поручает ему только что созданную мастерскую живописи декоративной и прочей. Преподавание становится гармоничным дополнением к его исследовательской деятельности.
Как исследователя Киплика интересуют практически все аспекты изобразительного искусства. Но Киплик не замыкается в своих собственных исследованиях. Его интересует, что в этом направлении делают другие. В 1908 году им вместе с ещё одним художником, Н.Пироговым, переводится и издаётся работа Ж.Вибера «Живопись и её средства», к которой Киплик «прибавляет» и собственные наблюдения, замечания и рецепты (эта часть так и называется «Прибавления»).
«Современные художники, несомненно, богаче старых мастеров в средствах живописи, но беднее их, главным образом, знаниями ремесла своего искусства; в этом отношении русские художники особенно несчастливы. Эта важная и существенная сторона дела совершенно игнорируется современной системой преподавания в Академии художеств, где никогда не обращают внимания учащихся в этом направлении. Волей-неволей с техническими средствами живописи им приходится знакомиться только благодаря торговцам принадлежностями для художественного творчества.
Так, в своё время, на Западе приобрела популярность старинная клеевая живопись (темпера), возрождённая знаменитым Беклиным, который прельстился красотой и блеском её красок, достигаемых при покрывании матовых красок темперы лаком. Позже клеевые краски появились и у нас, наши художники, однако, стали работать ими как акварелью-гуашью, подписывая под своими произведениями модное слово «темпера», тогда как работы их ничем не отличались в оптическом отношении от гуаши. Они не подозревали, что были в данном случае так же далеки от выполнения идея Беклина, как... далёк Петербург от Флоренции ... Подобное недоразумение объяснялось столь же просто, как может быть и неожиданно: магазины выписали из заграницы одни краски для темперы, находя другие принадлежности этой техники, такие как лаки и проч., а также необходимые к краскам наставления – совершенно излишними!»
(Из «прибавлений» Киплика к «Живописи и её средствам» Ж.Вибера).
В весной 1911 г. Киплик присутствует на художественном конгрессе в Риме, а по возвращении из-за границы делает доклад в Третьяковской галерее о собственно конгрессе и о положении с качеством красок в Европе вообще.
На конгрессе особое восхищение у него вызывает некто Бакенхус, посвятивший 15 лет своей жизни исследованию применения одной-единственной краски – киновари. Киплика поражает уровень его работы с письменными источниками, охватывающие не только современность, но доходящие до рукописей века. Так что описанию этого исследования посвящается добрая половина доклада Киплика.
«Несмотря на всю диковинность обучения русского художника, мольбертные картины всё же пока ещё держатся (давно ли, впрочем, всё это написано?) всего же ярче и рельефнее выступает нелепость программы их образования тогда, когда наше внимание обратится в стенной живописи. Здесь мы видим, что росписи чернеют и лупятся, и в самый короткий срок картины валятся со стен вместе со штукатуркой. Архитекторы обвиняют в этом живописцев, укоряя их в невежестве и косности, живописцы же, в свою очередь и с тем же правом, архитекторов… Виноваты же, в действительности – школы, которые не дают ни тем, ни другим безусловно необходимых им познаний. Вот почему живописцы не знакомы с материальной стороной живописи, а архитекторы, кроме того, не знакомы и с подготовкой под роспись возводимых ими стен, от которой прочность живописи находится в большой зависимости. Характерна, например, судьба картины Семирадского, обвалившейся вместе со штукатуркой в храме Христа Спасителя в Москве».
(Из «прибавлений» Киплика к «Живописи и её средствам» Ж.Вибера).
Но теоретическими и педагогическими аспектами деятельность Киплика не ограничивается. Он постоянно участвует в восстановлении старых или написании новых фресок в православных церквях как в России, так и в Европе (например, в храме Спаса Нерукотворного в Гиреево; в храме Александра Невского в г. София, Болгария; в церкви Всех Святых в городке Бад Хомбург, Германия; в церкви Рождества Христова во Флоренции).
«Мне как архитектору, стоящему в настоящее время несколько церквей, приходится пользоваться помощью и знаниями преподавателя мастерской Д.Киплика и выученных им художников. В виду того, что вышеозначенная мастерская занята изучением технологических приёмов живописи, я полагал бы, что исполнение копий чисто декоративного характера не только допустимо, но даже необходимо, так как таковые образцы дают возможность разрешать комбинацию тонов минеральных красок, что оказывается технически весьма не легко. Вообще могу сказать, что я лично в своей практике только благодаря наличию мастерской Киплика имел возможность получить на стенах хорошую, научно обоснованную штукатурку, не угрожающую осыпаться через несколько лет своего существования».
(А.В.Щусев).
В 1915 г. Совет Училища при Академии художеств продляет существование мастерской Киплика ещё на пять лет…
«По случаю окончания учебного года в мастерской Д.О.Киплика устроена маленькая выставка ученических работ – результат совместных трудов преподавателя и учеников в течении минувшей зимы. Стены мастерской исписаны разного рода живописными кусками – пробами различных красок и приёмов монументальной живописи, а на многочисленных холстах, кусках штукатурки и других материалах, представлены произведения станковой живописи».
(Архитектурно-художественный еженедельник, 1915, № 7)
***
Возникает впечатление, что революция практически не повлияла на род занятий Киплика. Вплоть до самой смерти он продолжает преподавать. Правда, посещаемость его мастерской в годы гражданской войны резко падает, и иногда у него остаётся всего один-два ученика.
Первое издание кипликовской «Техники живописи» издаётся в 1925-27 годах и почти сразу переиздаётся в 1929-м. В анонсе к первому изданию пишут: «Рассматриваемый труд с успехом заменит те рецепты, которые циркулируют по мастерским художников в виде устных преданий и секретных тайн мастеров, и поможет художникам уберечь плоды своего художественного творчества». И это действительно так! Востребованность этой работы велика и по сей день: все экземпляры этого труда, которые сейчас можно найти в библиотеках, уже зачитаны до дыр и их продолжают читать.
В советское время Киплик остаётся одним из ведущих специалистов по фрескам, и его постоянно привлекают в качестве эксперта к различным проектам и работам. В конце 20-х годов он участвует в реставрации фресок Софии Киевской. В 1934 участвует вместе с В. А. Фролов в снятии и консервации фресок и мозаик Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве, который местные власти, несмотря на то, что собор датировался началом XII века, решили разрушить.
В этом же 1934-м начинает участвовать в разработке рецептур красок для только что реорганизованного из фабрики Ленинградского завода художественных красок.
Но и преподавать он не перестаёт, им разработан и с большим успехом читается курс техники живописи, ставший основой отечественных научных исследований в этой области.
Умер Дмитрий Киплик в блокаду в 1942.
Было ему 77 лет.
Деятельная личность с активной позицией, достойными жизненными целями, как человек Дмитрий Киплик остаётся неизвестен.
С одной стороны в этом виноват его довольно сухой научный тон изложения. Но с другой, как кажется, причина в том, что он занимался сферой прикладной и декоративной, а не генеральным направлением изобразительного искусства – классической станковой живописью. И его технические идеи затмили его личность.



==================================================
Использованная литература
1. Киплик Д. О выборе красок для живописи: Доклад худ.Д.Киплика (В сокр. виде). - СПб.: тип.В.Беробразов и К., 1912.
2. Живопись и её средства. - СПб., 1908.
3. Киплик Д. Техника живописи: в 5 т. - Л.: Академия художеств, 1925-1927.
3. Киплик Д. Техника живописи. - М.-Л.: Искусство, 1950.
4. Художники города-фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников. - Л., 1973. - с.396.
5. Хроники // Аполлон, 1910, № 11. - с.34 - (нумерация страниц в разделах начинается заново).
6. Гинц.Г. В мастерской художника К. // Архитектурно-художественный еженедельник (Пг.), 1915, № 7. - с.78-79.
7. Хроника // Архитектурно-художественный еженедельник (Пг.), 1915, № 8. - с.91-92.

Опубликовано в газете "Артиндустрия", 2007, № 5.

д. и. к и п л и к
Техника живописи
Издание пятое
Главным управлением учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР рекомендовано в качестве учебного пособия для художественных учебных заведений
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
" И С К У С С Т В О" Москва 1948 Ленинград

(на нашем сайте используются именно его материалы и рекомендации по техники живописи)