Наиболее отвечают акварели те из красок, которые обладают наивысшей прозрачностью. Делая выбор акварельных красок, нельзя, однако, руководствоваться только одним этим соображением; весьма важно также учитывать, насколько вещество данной краски отвечает связующему веществу акварели и другим условиям акварельной техники. Не следует упускать из виду и того, в каких условиях будет сохраняться исполненное произведение.
С физической точки зрения связующее вещество акварельных красок более рыхло и потому более проницаемо для воздуха, газов и водяных паров; кроме того, оно уже содержит в себе известное количество влаги и способно притягивать ее еще из воздуха. Ясно, что такое свявующее вещество не может защитить краски от разрушительного действия на них указанных факторов, и в этом отношении оно стоит ниже масла и смол; зато с химической точки зрения оно может быть совершенно неактивно по отношению к веществу красок, если не содержит меда или глицерина, которые, как признано новейшими исследованиями, ускоряют изменение цвета красок под действием света.
На основании сказанного о связующем веществе акварели легко можно предвидеть, что в ней безусловно прочными могут быть лишь те из красок, которые прочны сами по себе. На самом деле, все органические краски растительного, животного и искусственного происхождения, не обладающие устойчивостью по отношению к свету, скорее выцветают в акварели, нежели в масляной живописи, — некоторые из видов кадмиевых красок, безусловно прочных в масляной живописи, в акварели могут быть непрочны. Здесь менее изменяются те из красок, которые так или иначе страдают от масла. Действительно, желтые хромы зеленеют не так энергично в акварели, как в масляной живописи; сурик прочнее в акварели; все земляные краски — окислы железа и марганца — здесь совершенно безупречны; киноварь не чернеет так сильно в акварели, как с маслом.
В акварели мало уместны свинцовые белила и неаполитанские желтые — плотные краски, которые, почернев от сернистых газов, с трудом восстанавливают свой цвет сами собой и потому требуют искусственной регенерации перекисью водорода, которая хотя и восстанавливает их цвет мгновенно, но представляет опасность для живописи в том случае, если в смеси с названными красками имеются краски непрочные по отношению к перекиси.
* Акварельные свинцовые белила, сильно зачерненные мною сероводородом, в продолжение нескольких лет не могли восстановить своей белизны, тогда как те же белила на масле, одновремеино подвергнутые действию сероводорода, уже в один год совершенно восстановили свой цвет.
Цинковые белила, по исследованию Мюнхенской испытательной лаборатории, изменяют в водяной живописи (акварели, гуаши и т. п.) цвет многих красок в смесях с ними, если живопись сохраняется под стеклом и им прижата, и потому цинковым белилам также нет места в акварели. В качестве белил здесь хороши так наз. «китайские белила», представляющие собою фарфоровую глину (каолин, т. е. кремниево-алюминиевую соль). Белила эти, давно уже выпускаемые под этим названием фирмой Винзор и Ньютон, являются вполне стойкой краской.
Здесь не представляется возможным уделить много места разбору красочного материала — этим вопросам посвящен I выпуск настоящего труда, но необходимо к сказанному выше о выборе красок сделать некоторые добавления, чтобы состав акварельной палитры стал вполне ясен. При выполнении этой задачи я считаю полезным не ограничиваться изложением исключительно теоретических сведений о красочных материалах, но и познакомиться с результатами испытания самих фабрикатов, что несомненно представляет не меньший интерес для живописца. В данном случае весьма интересны опыты художника Ф. И. Рерберга, который много занимался испытанием имеющихся в продаже красок различных фирм и обладает в этом отношении богатым материалом, с которым он меня любезно познакомил*.
Вот, что мы можем извлечь из его опытов по интересующему нас вопросу в акварели.
Краски железного происхождения, каковы: желтые оранжевые и красные охры, марсы и сиенская ЗЕМЛЯ, прекрасны в акварели; здесь не замечается в них потемнения, которое свойственно охрам в масляной живописи, так как многие из них требуют для своего превращения в масляную краску слишком большого количества масла, которое и темнит краску. Из красных красок, кроме охр, хорошо выдерживают действие света красные кадмии, а также краска каменноугольного происхождения «Эйлидо» № 253. Киноварь темнеет. Что же касается до крап-лаков, единственных малинового тона красок, допустимых в живописи вообще, то все они более или менее сильно выцветают в акварели и менее устойчивы, нежели в масляной живописи. Наиболее прочным оказался крап-кармин английской фирмы Винзора, но и он слабеет на свету.
Ультрамарин в акварели выстаивает на свету лучше синего кобальта и не проявляет склонности к заболеванию, так наз. «ультрамариновой болезнью», которая нередко наблюдается у него в масляной живописи под влиянием сырости и влага вообще и заключается в помутнении цвета ультрамарина. Синяя кобальтовая краска, именующаяся также синей Тенара и признаваемая за одну из самых прочных минеральных красок, открытых в начале XIX столетия, может дать плохие результаты в чистой акварели; 14 образцов этой краски различных фирм: Винзора, Ровнея, Лефрана, Буржуа и Г. Вагнера *, под действием света, т. е. прямых солнечных лучей, потеряли свой первоначальный цвет.
* Ф. Рерберг. 'Краски и другие художественные современные материалы, 1905 г.
* Winsor and Newton, Rowney, Lefranc, Bourgeois, Gunter-Wagner.
Действительно, при внимательном ознакомлении с обстоятельствами дела мы увидим следующее. Во всех названных опытах с синей кобальтовой краской попутно с потемнением цвета ее наблюдается интенсивное изменение цвета бумаги, на которую положена краска, особенно той, которая подвергалась действию прямых солнечных лучей. Это последнее обстоятельство не могло, конечно, не отразиться на цвете лежащих на ней красок, особенно тех, которые не имеют кроющей силы, к каковым и относится синий кобальт; мало того, потемневшая и пожелтевшая бумага должна была совершенно заглушить слабый и нежный цвет акварельного кобальта. Произведенное мною в этом направлении исследование действительно подтвердило указанное предположение. Выбеливая на своих опытах с кобальтом бумагу посредством перекиси водорода, я получил из грязно-серо-синей краски снова свежую синюю кобальтовую краску. Таким образом, изменение цвета кобальтовой сини не является в данном случае изменением вещества краски, а лишь оптическим действием на ее цвет потемневшей и пожелтевшей бумаги. Это указывает на то, как важно иметь для акварельной живописи хорошую бумагу.
Среди ярко желтых красок очень устойчивым по отношению к свету оказался ауреолин фирм Лефрана, Буржуа и Винзора. О прочности этой краски в акварели свидетельствует также проф. Чорч ** A. Church. The Chemistry of Paints and Paintings, 1910... Желтые кадмиевые краски различных фирм: Г. Вагнера, Буржуа, Лефрана, Винзора и Ровней, испытанные светом одновременно с ауреолином, изменились почти все в течение 6 месяцев, причем изменения носят следующий характер: выцветание, потеря чистоты тона, потемнение, т. е. переход из светлого тона к более темному. Так, один: образец светлого кадмия фирмы Ровней стал темнооранжевым. Светлые, т. е. лимонные, кадмии, отличающиеся непрочностью и в масляной живописи, пострадали от света в акварели скорее других. Интересно, что стронциевая желтая — одна из серии красок, представляющих хромовокислые соли различных металлов и потому непрочных, — в акварели оказалась прочнее, нежели кадмиевые желтые. В изменении кадмиевых желтых красок под действием света, однако, нет ничего неожиданного, и оно вытекает из самого состава красок, что было известно уже Меландри, открывшему способы приготовления их, почему он и предназначал их: главным образом для масляной и других родов живописи, обладающих связующими веществами достаточной плотности, способными сохранять краску без изменения.
* В прейскуранте фирмы Лефрана значится среди прочных красок новая краска, подобная ивдейской жёлтой, с названием "jaune indirn similb", состав которой ничего общего не имеет с настоящей индейской желтой.
Индейская желтая, которая, подобно крап-лаку, относится к лучшим образцам красок органического происхождения, при испытании солнечным светом не дает положительных результатов. Многочисленные ее образцы различных фирм оказывались в подавляющем большинстве своем непрочными; более устойчивой из них была так называемая «jaune fixe» — краска фирмы Лефрана, представляющая по составу вариант обыкновенной индейской желтой, а именно, магнезиальную соль эуксантиновой кислоты *.
Хорош в акварели фиолетовый кобальт, состоящий из фосфорнокислого кобальта; не выцветает также фиолетовая краска позднейшего происхождения - мышьяковокислый кобальт, которая еще мало исследована. Из зеленых красок безупречны хромовые зеленые: изумрудная и хромовая окись.
Особенно необходимо остерегаться в акварели непрочных смешений красок, так как вода, служащая для разведения их и содержащаяся в известном количестве в бумаге, составляющей грунт акварели, служит, как известно, прекрасным пособником для возбуждения химических процессов в среде вмешиваемых веществ вообще. Процесс изменения непрочных смешений красок протекает в акварели поэтому значительно быстрее, и взаимодействие красок друг на друга здесь более энергично, нежели В масляной живописи, что особенно хорошо видно на почерневших смесях желтых кадмиевых красок с зелеными красками медного происхождения.
Акварельная живопись в противоположность другим техникам живописи не всегда, однако, требует щепетильного отношения к выбору красок, так
как акварели часто сохраняются в папках, альбомах и т. п., одним словом, без доступа света; тем не менее акварелист, желающий создать долговечное произведение в этой области живописи, должен серьезно отнестись к выбору красок, — ему придется отказаться здесь от ряда красок, которые в других способах живописи дают вполне хороший или же лучший результат, нежели в акварели. К таким краскам следует отнести крап-лаки (особенно розовые), индейскую желтую, желтый кадмий и совершенно бесполезную краску в прозрачной акварели — синий кобальт.
Принимая во внимание все сказанное выше, палитру красок для акварели, преследующей прочность, следует составлять таким образом.
Белые краски: китайские белила (каолин).
Желтые: ауреолин, кадмий темный и оранжевый, охры: светлая, золотистая, речная, желтый и оранжевый марсы, сырая сиенна.
Красные: красные охры, индейская, венецианская и английская красные, красный кадмий, ализариновые крап-лаки: красные и пурпуровые.
Коричневые: коричневые охры, коричневые марсы, жженая сиенна, умбра сырая и жженая.
Синие: ультрамарин, церулеум, парижская лазурь (высших качеств), синий кобальт (в разбелах).
Зеленые: хромовая зелень, изумрудная зелень (Гинье), зеленая земля, зеленый кобальт.
Фиолетовые: фиолетовый кобальт.
Черные: слоновая кость, виноградная, персиковая.
Акварель, сохраняющаяся в альбомах, допускает использование целого ряда красок, каковы: желтые и оранжевые хромы, лимонные кадмии, киноварь различного происхождения, желтые лаки, коричневый стиль-де-грень, гуммн-гутт, поль-веронез и другие. Свинцовый сурик, однакоже, и здесь не следует применять, так как он чернеет и без доступа света.
Во всех европейских странах, в том числе и у нас, давно уже практикуется изготовление акварельных красок различных видов и составов, причем в Англии, где акварельная живопись стала играть самостоятельную роль в искусстве уже в XVII столетии и где производство акварельных красок располагает, таким образом, наибольшим опытом, в этой области достигнуты наилучшие результаты.
Опыты, проделанные с акварельными красками различных иностранных фирм, убеждают вполне в том, что кадмиевые желтые краски мало пригодны для акварели.
Испытание 20 сортов кадмиевых красок показало, что все лимонные кадмии, независимо от фирмы, непрочны. Хороши, безусловно, темный и оранжевый сорта; светлый же имеет наклонность с течением временя оранжеветь. Красный кадмий некоторых фирм почернел на свету, что заставляет думать, что он не был настоящим.