Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 La Battaglia di Anghiari (copy by a pupil after a lost fresco by Leonardo) (1503-1505)
[Battle of Anghiari / Tavola Doria]

Битва под Ангиари, Леонардо Битва под Ангиари, Леонардо

Первой крупной художественной работой Леонардо была роспись для Sala del Consiglio Grande в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентинцев над ломбардскими войсками. Между 1503 и 1505 годами мастер исполнил картон, а в 1505 году приступил к самой росписи, которую оставил незаконченной к моменту своего отъезда (30 мая 1506 года) в Милан.

Было, по-видимому, две причины, почему Леонардо бросил начатую им роспись:

во-первых, его постигла неудача из-за применения смешанной темперно-масляной техники, давшей крайне отрицательные результаты уже в процессе работы,

во-вторых, он прекрасно понял, что проиграл соревнование с Микель-Анджело, которому был заказан, одновременно с Леонардо, картон на тему из той же флорентийской истории. Ни картон, ни роспись не дошли до нас, но сохранилась серия великолепных подготовительных к ним набросков самого мастера, равно как и несколько старых копий, гравюра Лоренцо Дзаккиа и рисунок Рубенса, довольно точно воспроизводящие композицию Леонардо.

La Battaglia di Anghiari (copia di Paul Rubens della parte centrale del dipinto) (c. 1603)
[Battle of Anghiari / Tavola Doria (copy by Peter Paul Rubens after a lost fresco by Leonardo)]

Битва под Ангиари, Рубенс Битва под Ангиари, Рубенс


Первоначально Леонардо предполагал дать развернутое изображение сражения, распадающегося на несколько отдельных эпизодов. В дальнейшем он пошел по пути все большего упрощения. Как всегда, он поставил себе задачей добиться предельно четкой композиционной формулы, которая объединяла бы в себе все противоречия, весь пыл и весь пафос битвы. В окончательном варианте Леонардо остановился на одном лишь эпизоде, символизирующем апогей сражения, — на схватке из-за знамени. Два устремляющихся вперед всадника пытаются отбить знамя у крепко уцепившегося за его древко воина, к которому спешит на помощь его сотоварищ; облаченный в латы, он замахивается мечом на вражеских всадников. Под вздыбившимися лошадьми представлены два спешившихся воина, один из которых повалил противника наземь и готовится нанести ему смертельный удар. Справа виднеется третья фигура воина, прикрывающегося щитом. Группа образует в целом компактную, эллипсоидальную композицию, в пределах которой Леонардо дает такое разнообразие мотивов движений и психологических градаций, что у всякого зрителя создается исчерпывающее представление о всей битве, несмотря на то, что он видит перед собой лишь семь фигур. „Ярость, ненависть и мстительность поражают здесь, — пишет Вазари, — не менее, чем в лошадях". И действительно, изображенная Леонардо группа выдается своим бурным движением и выражением какого-то своеобразного дьявольского исступления: сцепившиеся передними ногами лошади впились друг в друга зубами, лица всадников искажены бешенством, на всем лежит печать безграничного человеконенавистничества. Такой батальной картины флорентинцы никогда не видели. Она должна была их напугать своим реализмом и тем духом бездушного экспериментаторства в области выражения человеческих аффектов, каким она была проникнута.
В это же время соперник Леонардо — молодой Микель-Анджело пламенный патриот и убежденный республиканец, выставил картон, полный непринужденности и согретый глубоким чувством. Отбросив обычную концепцию батальной картины, Микель-Анджело изобразил купающихся в Арно флорентийских солдат, которым трубные звуки возвещают о приближении пизанцев; воины спешат вылезти из реки, быстро набрасывают на себя одеяния, тянутся к оружию. Вся картина проникнута тревогой, она прославляет титаническую силу героев, но в ней нет и намека на ужасы битвы и приближение смерти. Было ясно, что молодой „дракон", как называли Микель-Анджело современники, одержал победу над Леонардо. И этого последний, обладавший болезненным самолюбием и отличавшийся огромной гордостью, никогда не мог простить своему молодому сопернику. Отныне между ними наметилась та рознь, которая никогда уже более не исчезала и которая диктовалась различием их политических взглядов и художественных мировоззрений.

Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Артиллерийский двор

News image

Артиллерийский двор, 1487г. 

1487 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов

News image

Стремление Леонардо примирить противоборствующие силы в самом себе проступает в бесчисленных этюдах и незаконченных прорисовках первой большой работы «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась  для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Монахи скорей всего сожалели о своем заказе, поскольку Леонардо так и не закончил картину, ...

1481 год

Смотрим ...

Мона Лиза (Джиоконда - Джоконда)

News image

Леонардо да Винчи 1452-1519   Мона Лиза (1479) также известная как Джиоконда 1503-1506г, Деревянная панель - H 0.77 м.; W 0.53 м.  Лувр. Париж      Leonardo di ser Piero da Vinci, Leonardo da Vinci1452-1519The Mona Lisa (1479 - d. before 1550) also known as La Gioconda1503-1506Wood panelH 0.77 m; W ...

1503 год

Смотрим ...

Голова пожилого мужчины и юноши

News image

Голова пожилого мужчины и юноши, эскиз (1495-1500)[Heads of an Old Man and a Youth, study]...

1495 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов - описание Лазарева

News image

 Adorazione dei Magi [Adoration of the Magi] «Поклонение волхвов»(1481-1482)В 1480 году он заключает с монахами монастыря San Donato a Scopeto договор на алтарный образ „Поклонения волхвов". Эта картина, как и большинство леонардовских вещей, осталась неоконченной. Она дошла до нас в виде коричневого подмалевка и хранится в настоящее время в Уффици ...

1481 год

Смотрим ...

Карикатурные наброски человеческих лиц

News image

 Карикатурные наброски человеческих лиц. Эскизы и наброски Леонардо да Винчи.  Датируются около 1490 года.Five Caricature Heads, study   ...

1490 год

Смотрим ...

Мадонна Литта

News image

Мадонна ЛиттаMadonna Litta1478-1482Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной ...

1478 год

Смотрим ...

Реставрация "Тайной вечери"

News image

Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше ...

1495 год

Смотрим ...

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери"

News image

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы по  силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Петр, прорисован ...

1495 год

Смотрим ...

Из мира познавательного

Проголосуй

Для развития сайта надо