Леонардо да Винчи (1452 - 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО

«Эта книга станет справочником. Она сложилась из множества страниц, которые я в неё вписал, надеясь впоследствии привести все в порядок ... и поэтому, о Читатель, не проклинай меня за то, что интересующих меня предметов слишком много, ...» Leonardo


Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

„Мадонна в гроте" Vergine delle Rocce (1486)

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

Мадонна в гроте 1490—1494 Мадонна в гроте 1490—1494
Мадонна в гроте 1494—1500 Мадонна в гроте 1494—1500
Мадонна в гроте 1490—1494Мадонна в гроте 1494—1500

 "Мадонна в гроте" - "Мадонна среди скал"

  

Одновременное колоссом Леонардо работал над „Мадонной в гроте", возникшей между 1483 и 1490—1494 годами. Эта картина, ныне хранящаяся в Лувре, была написана для братства Concezione della Vergine и приобретена самим Лодовико Моро.

Несколько позднее (1494—1500) Леонардо выполнил, с помощью Амброджо де Предиса, слегка видоизмененную реплику парижского экземпляра, довольно сильно уступающую ему в качестве (Лондонская национальная галлерея).

В „Мадонне в гроте" стиль Леонардо достигает своей полной зрелости. Здесь окончательно преодолеваются кватрочентистские традиции. Детали утрачивают самостоятельное значение, исчезает былая жесткость, некогда акцентированный реализм уступает место чисто чинквечентистской идеализации. Спокойная, уравновешенная композиция построена по принципу классического треугольника, вершина которого совпадает с головой Мадонны; нижние углы этого треугольника образованы фигурами опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, придерживающего младенца-Христа. Избегая схематизма излишне строгой геометрической композиции, Леонардо слегка сдвигает всю группу влево, утяжеляя одновременно ее правую часть, в которой фигуры ангела и Христа явно перевешивают противостоящую им фигуру Крестителя. Для того, однако, чтобы правая часть группы не получила явного преобладания над ее левой частью, Леонардо создает слева большой просвет в скалах, своим светлым пятном как бы компенсирующий освещенные фигуры ангела и Христа. Просвет справа сознательно сделан Леонардо гораздо меньшим по размеру, так как именно в правой своей части группа фигур переднего плана является наиболее тяжелой. Таким образом просветы способствуют уравновешению композиции, отличающейся математической ясностью и логичностью. Спайкой между правым и левым углом треугольника у Леонардо служит фигура Марии, правая рука которой покоится на Крестителе, а левая простерта над Христом. Указующий жест правой руки ангела играет ту же роль композиционной вязки: направляя взгляд зрителя к юному Иоанну, он вбирает в себя обратный поток движения, идущий от Иоанна к Христу. Благодаря такого рода композиционным приемам зритель воспринимает все четыре фигуры как связанные неразрывно друг с другом. Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи тончайшей светотени, отнимая тем самым у них столь типичную для стиля XV века графическую жесткость. Концентрирующийся на озаренных таинственными улыбками лицах свет придает им особую мягкость и жизненность, в сравнении с которыми лица на картинах кватрочентистских мастеров кажутся сухими и неподвижными.

Совершенно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Несмотря на огромную натуралистическую точность его деталей (ср. трактовку растительности и скалистых уступов переднего плана, равно как и трактовку кристаллических образований второго плана), в целом он отличается абсолютной надуманностью построения. Он существует не сам по себе, а лишь как тихий, едва замечаемый зрителем аккомпанемент к фигурам. Его острые кристаллы и синеватые пустынные просветы служат идеальным фоном для фигур: не отвлекая внимания от последних, они в тоже время выполняют по отношению к ним роль своеобразных композиционных подпорок, придающих всей картине замечательное единство.

Лазарев В.Н.

 Фрагменты картин:

 

     

Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Статуэтка всадника, Леонардо

News image

Статуэтка всадника, Леонардо (1516-1519)Equestrian ...

1516 год

Смотрим ...

Реставрация "Тайной вечери"

News image

Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше ...

1495 год

Смотрим ...

Эксцентриковое и круговое маховое колесо

News image

Эксцентриковое и круговое маховое колесоEccentric and Circular Flywheels, ...

неопределено

Смотрим ...

Крещении - Battesimo di Cristo (1475)

News image

  От эпохи 70-х годов сохранилось несколько работ Леонардо, одна из них фигура переднего ангела в „Крещении" Верроккио в Уффици.   Леонардо выступает еще не вполне сложившимся мастером, только нащупывающим пути самостоятельного развития. В фигуре ангела он дает образцовый, несколько суховатый этюд драпировки и пытается оживить застывшее лицо;...

1475 год

Смотрим ...

Аллегория с волком и орлом

News image

Аллегория с волком и орлом, рисунок 1516 г.Allegory with Wolf and ...

1516 год

Смотрим ...

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери"

News image

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы по  силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Петр, прорисован ...

1495 год

Смотрим ...

Картон с изображением Святой Анны

News image

Картон с изображением Святой АнныSant'Anna, la Madonna, il Bambino e San Giovannino (c. 1499-1500)[The Virgin and Child with St. Anne and the Young St. John]   Файл более 5 ...

1499 год

Смотрим ...

«Профиль античного воина»

News image

«Профиль античного воина», (1472 - 1475)Profile of a Warrior in Helmet, ...

1475 год

Смотрим ...

Эскиз апостола и архитектурный набросок

News image

Эскиз апостола и архитектурный набросок, (1494-1498)Apostle's Head and Architectural ...

1495 год

Смотрим ...

Из мира познавательного

Проголосуй

Для развития сайта надо