На основании своего личного опыта автор этой книги установил, что наиболее эффективным способом в смысле скорости и удачи выполнения является нанесение штрихов в виде линий. Желательно, чтобы штрих имел форму линии, следующей общему направлению разных черт лица. Линии не должны быть слишком плотными и резкими. Их нужно проводить без нажима, очень нежно и тонко, иначе они будут заметны на отпечатке.
Вся работа на негативе должна производиться как можно тоньше, за исключением тех случаев, когда чрезвычайно резкие края и слишком густые тени требуют более решительного штриха. Линейные штрихи горизонтальные, диагональные, вертикальные (только на носу) или же изогнутые штрихи, идущие в соответствии с направлением черт лица, являются несомненно, самым быстрым и наиболее удовлетворительным методом ретуши.
Рис. 6. Направление штрихов ретуши лица, освещенного сбоку.
Опытные работники применяют и другие штрихи, начиная от пересеченной штриховки до запятой и едва заметного пунктира.
В практике автора были случаи, когда начинающий ученик накладывал различные штрихи без наблюдения преподавателя, — полученные результаты оказались прямо-таки ужасными, так как он дословно воспринял указания и проводил грубые штрихи, так что по всему лицу получились пунктиры и кружочки. Они искажали черты лица самым ужасным образом и увеличивали плотности там, где этого совсем не требовалось.
Ретушь—тонкое искусство, которое приобретается долголетней практикой, и никакой стереотипный, обыкновенный штрих не может оказаться эффективным, так как он неизменно должен видоизменяться в соответствии с тонами и градациями негатива. Штрих непрерывной линией является наименее рискованным и, конечно, наиболее легким для начинающего, в особенности, если он закругляется в зависимости от исправляемой части. Начинающему рекомендуется придерживаться такого способа до тех пор, пока он не найдет свой собственный стиль штриха.
Пытаться закончить ретушь лица правильным, равномерным штрихом было бы безнадежно, так как опытный профессионал никогда не думает о том, каким штрихом надо пользоваться, а инстинктивно переходит от одного штриха к другому в зависимости от требуемого эффекта.