При ретуши всех видов негативов работа ножом или какими-либо другими способами, уменьшающими плотность, должна производиться только после того, как материал надлежащим образом приготовлен. Эмульсия при работе на ней ножичком должна быть абсолютно сухой. В сырую погоду, для уверенности, что негатив совершенно не содержит влаги, его необходимо высушить у печки или радиатора.
После применения ножа следует уже работа карандашом, а иногда, после наложения ретушевального лака на негатив, необходимо несколько исправить работу ножа карандашом. Затем следует работа кистью по заделке пятен и т. п. (там, где это необходимо).
Установлено, что большинство негативов нуждается только в отделке карандашом и лишь небольшая часть — в применении других способов. Никогда не нужно работать на негативе ножом в качестве эксперимента, а применять его лишь в том случае, когда это, действительно, необходимо. Если проявление, фиксирование и промывка негатива были произведены тщательно, то негатив не будет нуждаться в заделке пятен.
На рынке имеется много разнообразных видов ножей для подчистки; все они прекрасного качества и способны давать хорошие результаты, если их применять умело и разумно. На рис. 2 показано семь образцов ножей, причем каждый из них имеет свое специальное назначение. № 3 вставляется в оправу обычного карандаша и очень удобен. Хотя большинство ретушеров предпочитает употреблять ножи, подобные приводимым нами, в настоящее время некоторые практики находят, что лезвие безопасной бритвы наиболее эффективно и лучше применять его, чем нож.
Обычно ножи нужно держать так же, как перо или карандаш, причем край лезвия должен быть расположен почти под прямым углом к поверхности пленки. Подобно тому, как каждый ретушер современем приобретает свой собственный штрих при наложении карандаша, точно так же у него вырабатывается наиболее эффективный способ пользования ножом. Слепо перенимать методы, рекомендуемые другими или описываемые в книгах, не следует.
Начинающий художник сначала подражает технике лучших мастеров, но постепенно он вырабатывает собственный стиль.
Так и в ретуши ученик должен стараться быть оригинальным; он должен испытать разнообразные способы и избрать один, наиболее подходящий для себя.
Некоторые из этих ножей можно держать таким образом, чтобы ручка проходила прямо под ладонью, а лезвие между большим, указательным и средним пальцами, причем острый "край ножа действует подобно рубанку плотника; соскабливают слой осторожно и постепенно, очень мало — при каждом отдельном движении — в том месте, где нужно уменьшить плотность. Так же держат и лезвие бритвы, когда его применяют в ретуши вместо ножа. Автор на основании многолетней практики нашел, что применение лезвий бритв дает очень хороший эффект.