На рис. 3 и 4 показано положение ретушера при дневном и вечернем освещении. Оно должно быть принято раз навсегда.
Рис. 5 показывает описанный нами ретушевальный станок с боковыми занавесками, защищающими от бокового света.
Ввиду того что ретушеру - профессионалу приходится работать в течение многих часов, необходимо привыкнуть к этому положению. Так как оно удобно для работы, оно рекомендуется и тем, кто работает в течение короткого времени. Надо сидеть на стуле прямо, положа подушку за спину, сочетав удобство с устойчивым положением.
Рис. 3. Правильное положение при ретуши
В таком положении можно сидеть очень долгое время, не испытывая усталости.
Расстояние. глаз ретушера от негатива зависит исключительно от его зрения. Некоторые ретушеры имеют обыкновение близко всматриваться в негатив; другие же могут видеть лучше с некоторого расстояния.
При ретуши расстояние глаз от негатива должно быть таким же, как и при чтении, и чем крупнее лицо на негативе, тем дальше можно отодвинуться. Лучше держать негатив не слишком близко, исключая те случаи, когда приходится иметь дело с очень тонкими деталями.
размером примерно 5 X 7,5 см, и класть ее на негатив так, чтобы свет проходил через это маленькое отверстие и освещал ту часть, которая должна ретушироваться. Это важно!
При применении станка с отверстиями различной величины, приспособленными для негативов разных размеров, рекомендуется сделать маску из черной или оберточной бумаги с маленьким овальным отверстием, не только для защиты негатива от прикосновения руки, но также служит и защитой для глаз, так как свет, проходя через негатив, очень слепит, что делает невозможным различать тончайшие градации и детали негатива. Карандаш надо держать свободно, как при обыкновенном письме, т. е. пальцами ближе к винтовой головке оправы и не слишком далеко от его острия. Работать боком острия предпочтительнее, чем кончиком, направляя карандаш как можно больше вкось, как при обычном письме. Если же пользоваться самым острым кончиком и держать карандаш очень прямо, то работа будет протекать медленно и иметь небрежный вид.