Большинство профессионалов-ретушеров пользуется для ретуши исключительно искусственным светом.
Преимущество заключается в его постоянстве. В настоящее время повсюду применяется электрический свет, и очень редко встречается какой-либо другой вид искусственного освещения.
Керосиновая лампа, абажуром которой является шар, наполненный водой, окрашенной в голубовато-зеленоватый цвет, вполне может заменить электрический свет и обеспечивает очень приятное освещение для работы там, где отсутствует электрический свет. Но мы совершенно уверены, что большинство наших читателей, без сомнения, будет пользоваться электричеством, и мы дадим некоторые указания, как более эффективно применять его при ретуши.
Лампу нужно располагать так, чтобы свет падал на белую промокательную бумагу, служащую рефлектором, а негатив освещался бы не прямым, а только отраженным светом. Интенсивность освещения можно регулировать изменением расстояния между электрической лампой и рефлектором. Чем ближе лампа расположена к рефлектору, тем сильнее будет свет. Некоторые ретушеры пользуются прямым светом, рассеиваемым двумя опаловыми или матовыми стеклами. Наш опыт, однако, показал, что предлагаемый нами способ дает более ровное освещение, которое легко можно регулировать.
Для ретуши негативов, сильно различающихся по плотности, очень удобен „регулятор освещения" с диффузорами из матового стекла, посредством которого может быть изменена интенсивность света. Такой регулятор может быть применим в любом доме, где проведено электричество.
Если имеется слишком плотный негатив, не пропускающий достаточного количества света, даже если источник света расположен близко от рефлектора, то одно из матовых стекол можно удалить, а в крайнем случае и оба. Таких чрезмерно плотных негативов лучше избегать, ввиду того что их не легко ретушировать. Для негатива средней плотности обычно применяется 50-ваттная лампочка с одним или двумя матовыми стеклами и рефлектором из промокательной бумаги. Свет можно немного увеличить, если поднятый рефлектор из промокательной бумаги ближе к негативу, как это показано на рис. 3.
Если же приходится работать с исключительно тонким прозрачным негативом, может встретиться необходимость вставить один опаловый диффузор между негативом и источником света, благодаря чему тонкие детали негатива будут вырисовываться яснее.