Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Сложнейшей проблемой леонардоведения является вопрос о том, какие из работ мастера могут считаться его бесспорными собственноручными произведениями.

За последнее время Вентури, Суида и Бернсон склоняются к расширению oeuvre'a Леонардо, приписывая ему такие картины, как мюнхенскую „Мадонну", „Благовещение" в Уффици, портрет Джиневры деи Бенчи в Лихтенштейновской галлерее в Вене, портрет музыканта в миланской Ambrosiana, „Даму с горностаем" в собрании Чарторыжского в Кракове, „Мадонну Литта" в Эрмитаже и женский портрет в Лувре (так называемая „La belle Ferroniere").


Ни одно из этих произведений я не рассматриваю как принадлежащее Леонардо. В данном отношении я стою на точке зрения Зейдлица, Сирена и Бодмера, предельно сужающих oeuvre мастера. Мюнхенская „Мадонна", приписываемая некоторыми исследователями Лоренцо ди Креди, выдает большую композиционную близость к ранним работам Леонардо, которым она, однако, сильно уступает в качестве. Вне всякого сомнения, мы здесь имеем произведение, вышедшее из мастерской Верроккио. В этой же мастерской были написаны в 70-х годах портрет Джиневры деи Бенчи в Лихтенштейновской галлерее и „Благовещение" в Уффици. Не исключена возможность, что портрет был исполнен самим Верроккио. Что касается „Благовещения", то в связи с ним, равно как и в связи с мюнхенской „Мадонной", всплывает интересный вопрос о стиле раннего Креди, к которому обе данных работы обнаруживают несомненную близость.

„Мадонну Литта" в Эрмитаже я склонен рассматривать как произведение, восходящее к композиционному наброску Леонардо и, быть может, даже им самим начатое, но в дальнейшем законченное в его мастерской одним из его миланских учеников.

Портрет музыканта в Ambrosiana принадлежит Амброджо де Предису — наиболее талантливому из леонардовских последователей.

„Даму с горностаем" в собрании Чарторыжского в Кракове я никогда не видел в оригинале, что лишает меня возможности высказаться с определенностью об этой картине. Авторство Леонардо и в данном случае для меня исключено, речь может идти лишь о работе одного из его миланских учеников. Некоторые из исследователей считают, что на краковской картине портретирована любовница герцога миланского Чечилия Галлерани.

Женский портрет в Лувре (так называемая „La belle Ferroniere") выдает наибольшее сходство с произведениями Больтраффио.

При размежевании работ Леонардо и работ его учеников и последователей необходимо руководствоваться прежде всего критерием качества. А как раз с точки зрения качества все вышеперечисленные произведения довольно сильно отличаются от собственноручных вещей Леонардо. Последний был слишком занят научными исследованиями, чтобы уделять время работе над картинами чья психологическая выразительность стоит далеко не на уровне его обычных достижений. Если он занимался живописью, то создавал лишь первоклассные шедевры.

Лазарев В.Н. - Леонардо да Винчи