Многолетняя практика художников, а также специальные исследования показали, что наиболее целесообразен подрамник, у которого бруски вяжутся простым шипом и раздвигаются при помощи клиньев.
| Основные бруски подрамника имеют наружные фаски и внутренний скос примерно в 3-5 градусов, что предохраняет красочный слой от сломов. Подрамники должны снабжаться крестовинами, которые увели чивают его прочность и оберегают от диагональных перекосов, а основные бруски от прогибов. Для подрамников применяется сухая качественная древесина, главным образом краевая сосна. Клинья для раздвигания подрамника изготовляются из древесины твердых пород: дуба, бука или береза. Очень важен подбор соотношений толщины и ширины брусков подрамника, выбираемых в зависимости от размеров картины. Размеры брусков определяют по большой стороне подрамника.
|
|
| азмер подрамника по его большой стороне ( в см.) | Размеры основного бруска (в мм) | Сечение бруска крестовины (в мм) | h | t | m | f | q | 30 | 45 | 17 | 14 | 36 | 12 | 40 | 38 | 18 | 15 | 38 | 13 | 50 | 50 | 19 | 16 | 40 | 13 | 60 | 52 | 20 | 17 | 42 | 14 | 70 | 54 | 20 | 17 | 44 | 14 | 80 | 56 | 21 | 18 | 46 | 15 | 90 | 58 | 21 | 18 | 48 | 15 | 100 | 60 | 22 | 18 | 50 | 15 | 120 | 65 | 23 | 19 | 55 | 17 | 140 | 68 | 25 | 20 | 58 | 25 | 160 | 72 | 26 | 22 | 62 | 26 | 180 | 76 | 28 | 23 | 66 | 28 | 200 | 80 | 30 | 25 | 70 | 30 | 225 | 85 | 30 | 25 | 75 | 30 | 250 | 90 | 32 | 27 | 80 | 32 | 300 | 100 | 35 | 29 | 90 | 35 | 350 | 110 | 40 | 33 | 100 | 40 | 400 | 120 | 45 | 35 | 110 | 42 | 500 | 140 | 50 | 42 | 125 | 50 | 600 | 160 | 55 | 45 | 145 | 55 | |
При этом следует обратить внимание, что размеры в таблице даны в сантиметрах лишь для большой стороны подрамника, остальные же элементы подрамника выражены в мм.
В таблице приведены размеры подрамников от 30 см до 6 м (по большой стороне).
Например, для изготовления подрамника размером 78x103 см, находим в таблице цифру, близкую к размеру 403. Как видно из таблицы, это будет 100.
Данные размеров бруска указаны в соответствующих колонках,
из которых мы видим, что ширина бруска h = 60 мм, толщина бруска
t = 22 мм и m - скос бруска и фаски = 18.
НАТЯГИВАНИЕ ХОЛСТА НА ПОДРАМНИК
При натягивании холста с грунтом холст ни в коем случае смачивать нельзя, так как смоченный грунт, высохнув, покроется микротрещинами и будет поглощать связующее красок, что вызовет не только жухлость краток, но и разупрочнит их.
Грунтованный или чистый холст вначале прибивают временными гвоздями по углам подрамника (как предварительное натягивание и расположение холста на подрамнике). Следует обращать внимание на расположение нитей холста. При натягивании иногда происходит перекос. Затем в средней части, следя при этом, чтобы нити холста были точно параллельны брускам подрамника. Теперь гвозди забивают влево и вправо от середины брусков подрамника.
При окончательном укреплении холста из углов подрамника вынимают временные гвозди.
При прибивании холста расстояние между гвоздями должно быть 3-4 см для малых и средних подрамников. Прибивают холст коническим" гвоздями "ТЭКС", применяемыми при обивке мягкой мебели.
ОВАЛЬНЫЕ ПОДРАМНИКИ
| При изготовлении овального подрамника предварительно делается разметка на листе картона, из которого затем снимают шаблон. Разметка шаблона начинается с построения осей эллипса АВ и CD, длина которых определяется размерами подрамника. Фокусы эллипса находятся в точках F и F1 из которых проводятся окружности радиусом а, равным половине оси АВ и с центром в точке С или D. |
| Для вычерчивания эллипса в точки F и F1 на шаблоне забивают два гвоздя и закрепляют петлями на гвоздях концы прочной нитки длиной 2а + F и F1. Оттягивая нить острием карандаша, очерчивают эллипс. Построение внутреннего контура подрамника ведется циркулем из точек FF1 и радиусом r=AF - h, где h - ширина бруска по осям эллипса, и из точки О радиусом R= OD - h Подрамники всех видов должны снабжаться одной или несколькими крестовинами в зависимости от их размеров. Небольшие подрамники снабжаются поперечными брусками. |
Наиболее удобные размеры подрамников (в см)
Изображаемый объект | 1-й вариант | 1-я вариант |
Голова | 40X50 | 40X55 |
Голова с плечевым поясом | 50X60 | 60X75 |
Портрете руками (торс) | 70X90 | 70X95 |
Фигура сидящая или полулежащая | 90Х 130 | 90X140 |
Фигура в рост или лежа | 90Х 150 | 90X160 |
Натюрморт | 70Х 90 | 60X75 |
Композиция из двух фигур | 150X180 | 160X180 |