Леонардо да Винчи (1452 - 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО

«Эта книга станет справочником. Она сложилась из множества страниц, которые я в неё вписал, надеясь впоследствии привести все в порядок ... и поэтому, о Читатель, не проклинай меня за то, что интересующих меня предметов слишком много, ...» Leonardo


Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

МАСЛА

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 


    Основным пленкообразующим компонентом масляных художественных красок являются растительные масла, извлекаемые из семян , некоторых растений.
    Масла делятся на четыре группы в зависимости от того, какую они образуют при высыхании пленку (представляющую окисленное масло), называемую линоксином.
    Первую группу составляют масла типа льняного. Они сравнительно быстро высыхают и образуют твердую эластичную, прочную, нерастворимую в органических растворителях пленку. К этой группе относятся: льняное, тунговое, конопляное, и некоторые другие масла.
    Вторую группу составляют масла типа макового. Пленкообразующая способность их значительно ниже, чем у первой группы: нанесенные на поверхность, они высыхают значительно медленнее. Полученная пленка частично растворима в органических растворителях, а при нагревании размягчается и плавится. К этой группе относятся подсолнечное, маковое, соевое и другие масла.
    Третью группу составляют масла типа оливкового. Эти масла полностью не высыхают.
    Четвертую группу составляют масла типа касторового, которые не образуют пленки и относятся к невысыхающим маслам.
    Растительные масла состоят в основном из глицеридов жирных кислот (94-98%), небольшого количества свободных насыщенных и ненасыщенных жирных кислот (1<-2%), неомыляющихся веществ
(0,5-1 %) и белковых веществ (0,5%). 
    Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них ненасыщенные жирные кислоты.
    Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом (Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества непредельных жирных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода). Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет.
    Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха.
    В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.

 

Физико-химические показатели растительных масел

Название масла

Йодное число

Тунговое 150-176
Льняное 170-200
Конопляное 160-175
Подсолнечное 119-144
Рыжиковое 133-155
Соевое 138-144
Маковое 131-143
Кукурузное 111-131
Хлопковое 101-116
Касторовое 82-88

 

    Льняное масло широко применяется в живописи. Его изготовляют из семян льна способом холодного прессования. Масло выдерживается длительное время для "вызревания", оно обрабатывается специальным образом  для удаления белковистых веществ и других включений.
    Масла, выпускаемые заводом художественных красок, подразделяются на масло отбеленное рафинированное льняное и масло льняное уплотненное двух номеров: слабоуплотненное Na 1 и средней степени уплотнения № 2.
    Кроме этих масел, завод выпускает масло, представляющее пентаэритритовые эфиры жирных кислот подсолнечного или хлопкового масла, ореховое уплотненное и масло льняное оксидированное, а также разбавитель для масляных декоративных красок.
    Высыхание льняного масла происходит в нормальных условиях - на свету за 5-б суток, а при повышенной температуре и интенсивном освещении за трое суток. Скорость высыхания зависят от толщины красочного или масляного слоя.
    Но от интенсивного солнечного света под действием ультрафиолетовых лучей наступает разрушение масляной пленки.
    Высыхание живописного слоя при отсутствии света, в темноте, значительно удлиняет срок сушки льняного масла - до 60 суток.
    Процесс высыхания условно проходит следующие стадии: вначале на поверхности масляной краски образуется тонкая пленка, дающая "отлип" при прикосновении пальцем (стадия "отлипа"); вторая стадия называется высыханием от пыли; она характеризуется тем, что при нажатии пальцем на пленку на ней остается отпечаток; следующая стадия высыхания - когда па пленке не остается отпечатка от пальца, но пленка еще мягкая.
    Лишь через год наступает та стадия высыхания красочного слоя, когда можно покрывать картину лаком.
    Окончательное же высыхание масляной живописи наступает фактически через несколько лет.
Живописные масла следует ограниченно применять для разжижения масляных красок в процессе живописи, а также во избежание прожухания красок.
    Выпускаемые масляные краски уже содержат необходимое количество масла в соответствии с маслоемкостью того или иного пигмента.
    Только при нанесении тонких или лессировочных слоев красок можно пользоваться живописным маслом.
    Медленно сохнущие краски вообще не следует разбавлять одним маслом, а применять смесь живописного масла с лаком, например даммарным или масличным.
    Для разбавления быстросохнущих красок необходимо пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2, которые называют лаковыми маслами, а также пентаэритритовыми.
    Уплотненные масла № 1 и № 2 следует также рекомендовать при составлении "тройника", состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, уплотненного масла и пинена для разжижения смеси.
    Уплотненные масла применяют и для протирки прожухшей живописи, нанося его тонким слоем на поверхность живописного слоя.

 

Живописные материалы

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

ГРУНТ ВСТАРИНУ

Темпера независимо от ее состава требует более или менее плотного грунта; желтковая же темпера, имеющая место по преимуществу в станковой живописи, нуждается не только в плотном, но и деликатно приготовленном ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Темперная живопись

Темперная живопись берет свое начало от фаюмских портретов, написанных восковыми энкаустическими красками. Ее развитию и распространению весьма способствовала иконопись. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров.     Как полагают ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Ткани

    Позднее основой для станковой живописи стала ткань. Во многом это было связано с переходом от темперной живописи к масляной, но не только: холст был 6oлee удобным основание для хранения ...

Дерево, металл, пергамент и бумага

Листаем и читаем ...

Состав яйца

Современное изучение состава и свойств куриного яйца дает живописцу приводимые  ниже  сведения.Куриное яйцо весит приблизительно от 40 до 60 г, причем из них на желток  приходится  около 20 г, на ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Гумми-арабик

Гумми-арабик есть продукт, выделяющийся тропическими акациями. Лучшим гумми-арабиком считается тот, который получается с сенегальских акаций, носящий название: Kordofan-gummi. Этот последний имеется в продаже в виде круглых, совершенно бесцветных или с ...

Терминалогия

Листаем и читаем ...

Лаки

У живописцев Возрождения и Солее позднего времени наибольшее распространение получили масляные лаки, представляющие собой высыхающие масла, в которых при нагревании растворяли различные растительные смолы. Маслами для приготовления лака были главным ...

Покрывные лаки

Листаем и читаем ...

Материалы в живописи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

СИНТЕТИЧЕСКИЕ КЛЕИ

КЛЕЙ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНЫЙ (ПВА)     Клей ПВА изготовляется на основе эмульсии поливинилацетата.     Он состоит из следующих компонентов (в м. ч.): ...

Клеи и другие материалы

Листаем и читаем ...

ЛАКИ

Лаки живописные    Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле.    Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

ВЖУХЛОСТЬ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И СРЕДСТВА ПРОТИВ НЕЁ

Масляные краски, нанесенные на какой-либо пористый материал или грунт, становятся матовыми, тусклыми и лишенными блеска, присущего маслу.Чем более пористы были материал и грунт, на который наносились краски, тем скорее они ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

ПАСТЕЛЬ

ПАСТЕЛЬПастель по своей сущности не есть живопись, а один из видов рисунка, который выполняется цветными карандашами. Она ведет свое начало от рисования чистым сангиной в соединении с черным карандашом, что ...

Материалы для пастели

Листаем и читаем ...

МАСЛЯНО-ЛАКОВЫЕ КРАСКИ

Обыкновенные масляные краски с примесью лаков для живописи не только облегчают работу художника, но дают и более красивую и прочную живопись.Нормально составленное связующее вещество масляно-лаковых красок состоит из смол, жирных ...

МАСЛЯНО-ЛАКОВЫЕ И ДРУГИЕ КРАСКИ

Листаем и читаем ...

Мыло

  Животные жиры и жирные масла разлагаются действием щелочей, кислот и перегретых паров на жирные кислоты: олеиновую, стеариновую пальметиновую и  др. и  глицерин.  При  действии перегретого пара и кислот  получаются  свободны ...

Клеи и другие материалы

Листаем и читаем ...

Французский скипидар

Французский скипидар получается перегонкой бальзама терпентина, выделяющегося приморскими соснами (Pinusm aritima). Он состоит из смеси эфирных масел ряда терпенов, причем главная составная часть его — пинен — соединение, обладающее большой ...

РАЗЖИЖИТЕЛИ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК

Листаем и читаем ...

СОСТАВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ

Наиболее популярными по составу темперами нашего времени являются яичная, казеиновая и гумми-арабиковая.Яичная темпераСвязующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.Имеется ...

Материалы для темперной живописи

Листаем и читаем ...

СМЕШЕНИЕ КРАСОК ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЦВЕТОВ

News image

    Световые волны солнечного света различны по длине и цвету. В зависимости от длины волн световых лучей, воздействующих на наш глаз, мы ощущаем тот или иной цвет. Цвета, входящие в ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...