Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Эпоха итальянского Возрождения,   когда  жил и работал Леонардо да Винчи, является одной из наиболее, интересных эпох европейской истории    Для современности эта эпоха имеет совершенно особое значение, так как она наглядно показывает, какой была культура молодого, полного творческих сил, класса — класса подымающейся буржуазии, стремившейся ниспровергнуть феодальные устоя общества.


Культура Возрождения была теснейшим образом связана с ранним укреплением и развитием в Италии капиталистического хозяйства. Она была следствием тех новых капиталистических отношений, которые в классически чистой для XV века форме сложились на почве передовых итальянских городов. Но при всей правильности такого рода постановки вопроса следует с самого же начала заметить, что она нуждается в ряде существенных дополнений и оговорок. Мы далеки теперь от того слишком упрощенного понимания Ренессанса, какое дают в своих трудах Буркгардт  и во многом следующий за ним Вельфлин. Для Буркгардта эпоха Возрождения, целиком приравниваемая им к понятию „нового времени", была эпохой безграничного господства индивидуальной личности, скинувшей с себя церковные путы, глубоко проникнутой языческим духом, полной своеобразного скепсиса, рационализма и иррелигиозности. Переоценивая светские, передовые элементы Возрождения, Буркгардт чрезмерно модернизирует исторический процесс. С его точки зрения феодальная стихия как бы оказывается окончательно изжитой в XV—XVI веках, он явно недооценивает роль религии в структуре ренессансной культуры, он не считается с живучестью спиритуалистических традиций средневековья на протяжении всего кватроченто и начала чинквеченто. Сложный, многослойный процесс Буркгардт делает чрезмерно прямолинейным и почти однопланным, бессознательно снимая все те противоречия, которые были в нем заложены. И поэтому далеко не случайно в европейской науке наметилась за последнее время довольно сильная оппозиция против буркгардтовской концепции Ренессанса. Ряд ученых (Бурдах, Вальзер, Хейцинга, Анталь и др.) справедливо заострил внимание на глубочайших противоречиях ренессансной культуры, совмещающей в себе передовые реалистические элементы со старыми спиритуалистическими традициями, окрашенными сильнейшим религиозным эмоционализмом. Эти же исследователи указали на наличие в культуре Возрождения огромного количества средневековых пережитков, крайне осложняющих общую картину духовной жизни эпохи. При всей ценности сделанных ими наблюдений и выводов следует, однако, заметить, что их принципиальная установка заключает в себе одну большую опасность. Справедливо отмечая в культуре Возрождения своеобразное сочетание „нового" и „старого", они незаметно для себя перестают видеть за этим „старым" „новое". Они не только начинают клерикализировать весь процесс Возрождения, но и нередко затушевывают то принципиально „новое", что приносит с собою эпоха Возрождения по сравнению с эпохой феодализма. Иначе говоря, они подменяют понятие диалектического скачка понятием эволюции, в своей постепенности растворяющей революционный характер того „величайшего прогрессивного переворота", который только когда-либо был пережит, по словам Энгельса человечеством.

Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи

Из мира познавательного