Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Индекс материала
„Воспоминание детства" часть 3.0
Часть 3.1
Часть 3.2
Все страницы
Близкие аналогии с биологическими явлениями подготовили нас к представлению о том, что духовное развитие индивидуума в сокращенном виде повторяет весь ход развития человечества, и поэтому мы не найдем невероятными те открытия, которые психоаналитическое исследование детской души делает на основе инфантильной оценки половых органов. Детское предположение о существовании полового члена у матери и есть тот общий источник, из которого исходит двуполое
 изображение материнских божеств (египетская Мут и „хвост коршуна в детской фантазии Леонардо). Мы только по недоразумению называем эти изображения богов гермафродитическими в медицинском смысле слова, ведь на самом деле ни одно из них не соединяет детородные органы обоих полов, как бывает в некоторых случаях отвратительного уродства. Они только присоединяют к грудным железам — знаку материнства мужской орган, как это присуще первым представлениям ребенка. Мифология возвела это достойное уважения, еще в древности сфантазированное устройство тела матери в предмет верования. Хвост коршуна в фантазии Леонардо мы можем истолковать таким образом: „...в то время, когда мое младенческое любопытство обратилось на мать, я ей приписывал наличие полового органа, как у меня". Это есть дальнейшее подтверждение раннего сексуального исследования Леонардо, которое, по нашему мнению, оказало решающее влияние на всю его последующую жизнь.
Краткое размышление вынуждает нас теперь не ограничиваться объяснением того, что означает „хвост" коршуна в детской фантазии Леонардо. Кажется в ней содержится еще кое-что, в чем мы еще не разобрались. Самой удивительной чертой этой фантазии является то, что она превратила сосание материнской груди в пассивный акт, т. е. в ситуацию несомненно гомосексуального характера. Предположение, что Леонардо вел себя в жизни как гомосексуально чувствующий, ставит перед нами вопрос, не указывает ли эта фантазия на давнишнюю связь между детским отношением Леонардо к своей матери и его позднейшей явной, хотя и идеальной, гомосексуальностью? Мы бы не решились сделать такое заключение, исходя из реминисценции Леонардо, если бы не знали по психоаналитическим исследованиям гомосексуальных пациентов, что такая связь существует и даже что эта связь очень тесная и имеет глубокие корни.
Гомосексуальные мужчины, которые в наше время предпринимают энергичные усилия против законодательного ограничения их половой деятельности, обычно заявляют о себе устами ^ своих теоретиков, как об изначально обособленной половой группе, промежуточной половой ступени, как о „третьем поле". Они, дескать, органически, с рождения лишены влечения к женщине, и потому их привлекают только мужчины.
Во имя гуманности следовало бы поддержать требования гомосексуалистов, однако их теоретические изыскания, игнорирующие психические истоки этого отклонения, весьма сомнительны и не выдерживают испытания психоанализом. Правда до сих пор нашему исследованию подвергался довольно узкий
круг пациентов, но результаты каждый раз были одинаковыми: несколько неожиданными. Во всех случаях обнаруживалось, что в раннем детстве имело место сильное, хоть и забытое впоследствии, эротическое влечение к лицу женского пола (как правило, к матери). Это влечение было порождено или подогрето излишней нежностью самой матери, а усиливалось тем, что отец в жизни ребенка занимал не слишком большое место. Саджер указывает, что матери пациентов-гомосексуалистов часто были женщинами мужеподобного типа, очень властными. Они оттесняли отцов с их законного места в семейной иерархии. В нашей практике наблюдалось то же самое, но большее значение мы придаем тем случаям, когда отца не было с самого начала или же он рано исчезал, так что мальчик находился полностью под влиянием матери. Складывается впечатление, словно властность отца обеспечивает сыну правильный выбор сексуального объекта: лица другого пола.
После предварительной стадии происходит превращение, механизм которого нам известен, но побудительных мотивов мы еще не касались. Влечение к матери подавляется, вытесняясь из сознания. И вот мальчик преодолевает это влечение, ставя самого себя на место матери, отождествляет себя с ней и себя принимает за образец, избирая объектом любви только похожих на себя. Таким образом он стал гомосексуальным; в сущности, он возвратился к автоэротизму, потому что мальчики, которых теперь любит взрослый, остаются не более чем заместителями и повторениями его самого, каким он был в детстве. Он любит так, как мать любит его самого, когда он был ребенком. Можно сказать, он находит свои предметы любви путем нарциссизма, (в греческом мифе Нарциссам звали юношу, влюбившегося в собственное изображение и превратившегося в прекрасный цветок, носящий это имя).
Более глубокие психологические соображения оправдывают утверждение, что мужчина, ставший таким путем гомосексуальным, подсознательно остается прикованным к образу матери. Вытесняя любовь в своем подсознании и сохраняет ей верность. Кажется, что он устремляется к мальчикам. Но на самом деле он бежит от женщин, чтобы не впасть в измену матери.
Мы беремся доказать, что гомосексуалист, вожделеющий якобы только к мужчинам, в действительности подпадает, как всякий нормальный мужчина, под власть соблазна, исходящего от женщин. Разница заключается в том, что он каждый раз стремится перенести возбужденное женщиной влечение на мужской объект. Таким образом он вновь и вновь повторяет тот путь, который и привел его к гомосексуальности.
Мы далеки от того, чтобы преувеличивать значение вскрытых нами психических истоков гомосексуальности. Дело не в том, что наше исследование прямо противоречит официальным теориям гомосексуальности. Мы знаем, что это исследование недостаточно универсально, чтобы претендовать на окончательное решение проблемы. То, что на практике называется гомосексуальностью, может быть, проистекает из множества психосексуальных факторов. Проанализированный нами процесс, видимо, лишь один из возможных и соответствует только одному типу гомосексуальности. Следует добавить, что для данного гомосексуального типа случаи, когда налицо все выдвинутые нами условия, значительно уступают количеству случаев, когда те же следствия являются результатом (этого мы не отрицаем) воздействия неизвестных физиологических факторов, которыми другие ученые объясняют всю природу гомосексуальности. У нас вообще не было бы причины касаться психического генезиса данной формы гомосексуальности, если бы не убедительная гипотеза о том, что Леонардо .фантазия которого о коршуне послужила нам исходной точкой, принадлежал именно к этому типу гомосексуалистов.
Как ни мало известно о половой жизни великого художника и исследователя, приходится все-таки поверить свидетельствам современников. В этих преданиях он предстает перед нами человеком с пониженной половой потребностью и активностью. Словно более высокие стремления подняли его над присущим всему мужскому роду инстинктом.
Оставим в стороне вопрос, искал ли Леонардо когда-нибудь и каким способом непосредственного полового удовлетворения; мог ли он совсем обходиться без него. Но мы и у него предположим те же стремления, что других толкают к сексуальному действию, ибо мы не можем себе представить, чтобы в душевной жизни человека не было места сексуальности в широком смысле слова — либидо, пусть далеко отклонившегося от своей первоначальной цели или нарочно сдерживаемого от своего удовлетворения.
Мы не вправе ожидать от Леонардо чего-то большего, чем остатки несублимированного сексуального влечения. Эти же следы по своей направленности и дают основания причислить его к гомосексуальным. Как уже указывалось, он брал себе в ученики только очень красивых мальчиков и юношей, был к ним добр и снисходителен, заботился о них, сам ухаживал за ними, когда они болели, как мать ухаживает за своими детьми и как его собственная мать могла бы ухаживать за ним. Так как он выбрал их за красоту, а не за талант, ни один из них — ни Чезаре да Сесто и Бельтраффио, ни Андреа Салаино и Франческо Мельци — не стал крупным художником. Большинству из них не удалось приобрести собственное, независимое от их учителя значение. Они исчезли после его смерти, не заняв самостоятельного места в истории искусства. Те же, кого можно было бы с полным правом назвать учениками Леонардо в плане творчества, например Люини и Бацци но прозвищу Содома, вероятно, не были знакомы с ним лично.
Нам могут возразить, что отношения Леонардо с его учениками не имеют ничего общего с половыми мотивами и не позволяют сделать выводы о его половых особенностях. Но наша концепция, по крайней мере, объясняет некоторые странные черты в поведении художника, которые иначе так и остались
бы загадочными.



Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Duodecendron elevatus vacuus

News image

Duodecendron elevatus vacuus

неопределено

Смотрим ...

"Битва под Ангиари" - La Battaglia di An

News image

 La Battaglia di Anghiari (copy by a pupil after a lost fresco by Leonardo) (1503-1505)[Battle of Anghiari / Tavola Doria] Первой крупной художественной работой Леонардо была роспись для Sala del Consiglio Grande в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентинцев над ломбардскими войсками. ...

1503 год

Смотрим ...

Лилия, набросок

News image

Лилия, набросок (1480-1485 гг)[Lily, study]

1480 год

Смотрим ...

Расстояние от солнца до земли и размеры

News image

Расстояние от солнца до земли и размеры луныDistance from the Sun to the Earth and the Size of the ...

неопределено

Смотрим ...

Реставрация "Тайной вечери"

News image

Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше ...

1495 год

Смотрим ...

„Мадонна в гроте" Vergine delle Rocce (1

News image

  Мадонна в гроте 1490—1494Мадонна в гроте 1494—1500 "Мадонна в гроте" - "Мадонна среди скал"   Одновременное колоссом Леонардо работал над „Мадонной в гроте", возникшей между 1483 и 1490—1494 годами. Эта картина, ныне хранящаяся в Лувре, была написана для братства Concezione della Vergine и приобретена самим Лодовико Моро. Несколько позднее (1494—1500) ...

1483 год

Смотрим ...

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери"

News image

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы по  силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Петр, прорисован ...

1495 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов - описание Лазарева

News image

 Adorazione dei Magi [Adoration of the Magi] «Поклонение волхвов»(1481-1482)В 1480 году он заключает с монахами монастыря San Donato a Scopeto договор на алтарный образ „Поклонения волхвов". Эта картина, как и большинство леонардовских вещей, осталась неоконченной. Она дошла до нас в виде коричневого подмалевка и хранится в настоящее время в Уффици ...

1481 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов

News image

Стремление Леонардо примирить противоборствующие силы в самом себе проступает в бесчисленных этюдах и незаконченных прорисовках первой большой работы «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась  для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Монахи скорей всего сожалели о своем заказе, поскольку Леонардо так и не закончил картину, ...

1481 год

Смотрим ...

Из мира познавательного

Проголосуй

Для развития сайта надо