Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Индекс материала
„Воспоминание детства" часть 2.0
Часть 2.1
Все страницы
Желание брать в рот мужской орган и сосать его считается в обществе отвратительнейшим извращением, и тем не менее оно проявляется у женщин в наше время и, как доказывают старинные картины, встречалось и прежде достаточно часто. Видимо, страсть притупляет отталкивающий характер такого влечения. Врач встречает фантазии, основанные на этой склонности, также и у женщин, которые не читали монографий по сексуальной психопатологии и не познакомились через другие источники с возможностью такого полового удовлетворения. Видимо, такие желания-фантазии возникают у женщин непроизвольно. Анализ показывает также, что эти, так строго преследуемые обычаями, действия, допускают самое безобидное объяснение. Они суть не что иное, как переработка другой ситуации, в которой мы все когда-то чувствовали себя отлично: когда в грудном возрасте брали в рот сосок матери или кормилицы. Органическое впечатление от этого нашего первого жизненного наслаждения, конечно, прочно сохраняется; когда ребенок видит позже вымя коровы, которое по своей функции сходно с грудным соском, а по форме и положению на брюхе с пенисом, он уже достигает первой фазы для появления в будущем этой отвратительной сексуальной фантазии.
Мы понимаем теперь, почему Леонардо мнимое воспоминание о коршуне относит к грудному возрасту. Под этой фантазией скрывается не что иное, как отголосок впечатления от кормления материнской грудью (эту прекрасную сцену он, как и многие другие художники, изображал кистью, рисуя Богоматерь с Младенцем). Во всяком случае запомним, хотя мы еще и не вполне понимаем, что эта одинаково важная для обоих полов реминисценция была отработана мужчиной Леонардо в пассивную гомосексуальную фантазию. Мы оставим пока в стороне вопрос, какая связь могла бы существовать между гомосексуальностью и сосанием материнской груди, и вспомним только, что молва в самом деле считала Леонардо гомосексуально чувствующим. При этом нам безразлично, подтвердилось или нет обвинение против юного Леонардо: не реальное действие, а образ чувствований решает для нас вопрос, обнаруживается ли в ком-нибудь гомосексуальность.
Другая непонятная черта детской фантазии Леонардо прежде всего возбуждает наш интерес. Мы объясняем фантазию сосанием материнской груди и обнаруживаем вместо матери коршуна. Откуда возник этот коршун и как он попал сюда?
Одна догадка приходит на ум, но такая смутная, что хочется от нее отказаться. В священных иероглифах древних египтян мать в самом деле изображается в виде коршуна. Египтяне почитали также божество материнства, которое изображалось с головой коршуна или со многими головами, из которых по меньшей мере одна была головой коршуна. Эту богиню называли „Мут"; только ли случайно созвучие с немецким словом „Муттер" (мать)? Итак, коршун действительно имеет отношение к   матери, но чем это нам поможет? Имеет ли серьезный исследователь право придавать значение этим сведениям, если иероглифы удалось прочесть только Франсуа Шамполльону (1790-1832) ?
Интересно знать, почему древние египтяне избрали коршуна символом материнства. Религия и культура египтян уже была для греков и римлян предметом научного интереса, и задолго до того, как были расшифрованы египетские письмена, в нашем распоряжении были некоторые сведения о них в сохранившихся сочинениях  классический  древности.  Эти  сочинения частью принадлежат знаменитым авторам, таким как Страбон, Плутарх, Аминиан, Марцелл, частью носят неизвестные имена и сомнительны по соему происхождению и времени появления, это — иероглифы „Гораполло Гилус" и дошедшая до нас под священным именем „Гермес Трисмегистус" — книга мудрости восточных жрецов. Из этих источников мы узнаем, что коршун считался символом материнства, так как древние египтяне думали, будто существуют коршуны только женского пола, а самцов этой породы птиц не бывает.
Как же размножаются коршуны? Хорошее объяснение дается у Гораполло: в определенное время эти птицы останавливаются в полете, открывают свои влагалища и оплодотворяются ветром.

Мы неожиданно пришли к признанию вполне правдоподобными тех предположений, которые раньше отвергли бы как абсурдные. Леонардо мог очень хорошо знать о мифе, которому коршун обязан тем, что египтяне его изображением обозначали понятие „мать". Да Винчи был человек огромной эрудиции, его интересовали все сферы литературы и науки. В „Кодекс Атлантикус" приводится каталог библиотеки Леонардо, но есть еще многочисленные заметки о других книгах, которые он брал у друзей. Судя по перечню, который Ф.Рихтер составил на основе выписок Леонардо, мы едва ли можем преувеличить объем им прочитанного. Не было у Леонардо недостатка и в древних, и в современных произведениях естественно-исторического характера. Все эти книги уже были в то время изданы, и именно Милан был в Италии центром книгопечатания.
Если мы пойдем дальше, то найдем сведения, которые подтверждают знакомство Леонардо с легендой о коршуне. Ученый издатель и комментатор Гораполло делает примечание к уже цитированному тексту: „Во всех источниках отцы церкви распространяют предания о коршунах, споря с теми, кто сомневается в возможности непорочного зачатия".
Итак, миф об однополых коршунах ни в коем случае не остался нейтральным анекдотом, как похожее верование о жуках-скарабеях. Церковники опирались на него, чтобы иметь естественно-исторический аргумент против оспаривающих Священную историю. Если самые авторитетные источники древности утверждают, что коршуны оплодотворяются от ветра, почему нечто подобное не могло однажды произойти с женщиной? Поэтому церковные авторы повторяли рассказ о коршуне, и едва ли можно сомневаться, что, благодаря таким могущественным распространителям, он стал известен и Леонардо.
Создание фантазии о коршуне Леонардо мы можем представить себе следующим образом. Он прочел однажды у отцов церкви или в естественно-исторической книге о том, что коршуны бывают только самки и могут размножаться без помощи самцов; тогда и всплыло воспоминание, превратившееся в фантазию. Она говорила, что он ведь тоже был таким птенцом, имевшим мать, но не имевшим отца и (что часто бывает с такими ранними воспоминаниями) к этому присоединился отголосок наслаждения, полученного им у материнской груди. Намеки христианских авторов на дорогой для каждого художника образ Святой Девы с Младенцем должны были способствовать тому, что эта фантазия показалась Леонардо весьма ценной и значительной. Ведь таким образом он как бы отождествлял себя с младенцем Христом — утешителем и спасителем.
Когда мы  анализируем  какой-нибудь  детский вымысел, мы стремимся отделить его реальное содержание от позднейших воздействий, изменений и искажений. В случае с Леонардо, думается, мы узнали реальное содержание его фантазии: замена матери коршуном указывает на то, что ребенок чувствовал отсутствие отца и жил только с матерью. Факт незаконного рождения Леонардо соответствует его фантазии о коршуне, поэтому мог он сравнить себя с птенцом коршуна. Но мы знаем другой достоверный факт его юности: пятилетним ребенком он жил в доме своего отца; когда это случилось — несколько ли месяцев спустя после его рождения или несколько недель до составления того кадастра, нам неизвестно. Но наше толкование фантазии о коршуне приводит к заключению, что Леонардо решающие первые годы своей жизни провел не с мачехой и отцом, а с бедной и покинутой настоящей своей матерью, так что он имел время заметить отсутствие отца. Этот вывод кажется неубедительным и слишком смелым, но при дальнейшем развитии его значение усилится.
Сопоставим другие факты о детстве Леонардо. Известно, что его отец Пьеро да Винчи женился еще в год рождения Леонардо на знатной даме донне Альбьере. Бездетности этого брака был обязан мальчик документально доказанным пребыванием на пятом году жизни в доме отца (или, скорее, в доме деда). Но не было в обычае, чтобы молодая женщина, которая еще рассчитывает на благословение детьми, с самого начала супружества принимала на воспитание незаконного отпрыска. Должны были, без сомнения, пройти годы разочарования, прежде чем решились взять незаконное дитя (вероятно, здоровое и красивое) вместо тщетно ожидаемых законных детей. Наиболее соответствовало бы нашему толкованию фантазии о коршуне, если бы прошли три или даже пять лет жизни Леонардо, прежде чем он сменил свою одинокую мать на супружескую чету. Но тогда уже было слишком поздно. В первые три-четыре года жизни складываются впечатления и вырабатываются стереотипы реагирования на внешний мир, которые никакими позднейшими переживаниями не могут быть обеспечены.
Если справедливо, что неясные воспоминания детства и построенные на них фантазии всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека, то тот факт, что Леонардо первые годы провел только с матерью, должен был оказать огромное влияние на его внутреннюю жизнь. Перед ребенком возникло одной важной проблемой больше, чем перед другими, и маленький Леонардо с особым усердием стал размышлять над великой загадкой, которая мучила его: откуда появляются дети и какое отношение имеет отец к их появлению?
Таким образом, ощущение этой связи между исследовательским складом его души и историей его детства привело его позже к мысли, что ему наверно было предопределено изучать птичий полет, потому что его еще в колыбели посетил коршун.
Вывести любознательность, направленную на птичий полет, из детского сексуального исследования — такова наша следующая, нетрудная для исполнения, задача.



Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Набросок к "Коню"

News image

Всадник, поднявший коня на дыбы, и поверженный воин. Набросок к "Коню", ...

1490 год

Смотрим ...

Артиллерийский двор

News image

Артиллерийский двор, 1487г. 

1487 год

Смотрим ...

«Святой Иероним»

News image

«Святой Иероним» приблизительно 1481 год. Пинакотека Ватикана, Рим....

1481 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов

News image

Стремление Леонардо примирить противоборствующие силы в самом себе проступает в бесчисленных этюдах и незаконченных прорисовках первой большой работы «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась  для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Монахи скорей всего сожалели о своем заказе, поскольку Леонардо так и не закончил картину, ...

1481 год

Смотрим ...

«Профиль античного воина»

News image

«Профиль античного воина», (1472 - 1475)Profile of a Warrior in Helmet, ...

1475 год

Смотрим ...

Реставрация "Тайной вечери"

News image

Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше ...

1495 год

Смотрим ...

Святой Иероним (San Gerolamo)

News image

Святой Иероним (San Gerolamo) 1480-1482, деревo,масло, 103x75cм, Рим (Pinacoteca Vaticana)"Этим же рационализмом веет от исполненного около 1481 года и, как всегда, оставшегося незаконченным „Св. Иеронима" (Ватиканская пинакотека), в котором Леонардо дает изображение не столько охваченного религиозным экстазом святого, сколько сложный анатомический этюд „к случаю", в котором главный интерес мастера сосредоточен ...

1480 год

Смотрим ...

Duodecendron elevatus vacuus

News image

Duodecendron elevatus vacuus

неопределено

Смотрим ...

Аллегория с волком и орлом

News image

Аллегория с волком и орлом, рисунок 1516 г.Allegory with Wolf and ...

1516 год

Смотрим ...

Из мира познавательного