Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Литература о Леонардо да Винчи огромна. По своему объему она может сравниться лишь с литературой о Данте и Гёте.

Исчерпывающая библиография (до 1930 г.) приведена в монументальной работе Е. Verga, Bibliografia Vinciana 1493—1930, I—II, Bologna 1931.
Ср. также J. Schlosser, Die Kunstliteratur, Wien 1924, стр. 143—150, и Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler begriindet von Thieme und Becker, XXIII, Leipzig 1929, стр. 78—80.

Систематический обзор всей новой литературы, посвященной Леонардо, дается в нерегулярно выходящих под ред. Е. Verga выпусках Raccolta Vinciana presso l'archivio storico del Comune di Milano (c 1905 г.). В дальнейшем мною будут приводиться только основные и притом наиболее ценные сочинения.

Среди искусствоведческих работ о Леонардо следует, в первую очередь, назвать следующие:
P. Muller-Walde, Leonardo da Vinci, Munchen 1889 (не закончено);
G. Morelli (Ivan Lermolieff), Die Galerien Borghese und Doria Pamfili in Rom, Leipzig 1890 (в обеих этих книгах впервые ставится критически вопрос о том, какие произведения могут считаться работами Леонардо);
W. von Seidlitz, Leonardo da Vinci, I—II, Berlin 1909 (капитальное исследование);
Jens Thiis, The Florentine years of Leonardo, London 1913 (подробный  анализ ранних вещей Леонардо);
A. de Rinaldis, Storia dell' opera pittorica di Leonardo da Vinci, Bologna 1922;
E. Hildebrand, Leonardo da Vinci, Berlin 1927;
A. Venturi, Storia dell' arte italiana, IX—I, Milano 1925;
O. Siren, Leonard da Vinci, I—III, Paris et Bruxelles, 1928 (хорошая работа);
W. Suida, Leonardo und sein Kreis, Munchen 1929 (исчерпывающее освещение школы);
H. Bodmer, Leonardo. Des Meisters Gemalde und Zeichnungen (в серии „Klassiker der Kunst"), Stuttgart und Berlin 1931 (прекрасная сводка всех известных нам сведений о росписях, картинах и рисунках Леонардо, с подробной библиографией);
В. Berenson, Italian pictures of the Renaissance. A list of the principal artists and their works with an index of places, Oxford 1932, стр. 279.

Яркую характеристику искусства Леонардо дает М. Dvorak, Geschicht der italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance, I, Munchen 1927, стр. 143—150, 172— 194.
На русском языке существуют: солидное оригинальное исследование А. Волынского— Леонардо да Винчи, 2-е изд., Киев 1909;
серьезная статья Д. Айналова — Vinciana. Этюды по изучению живописной манеры Леонардо да Винчи, „Известия Гос. академии материальной культуры" 1927, V, стр. 1—64, и ряд переводных работ: Г. Сеайль, Леонардо да Винчи как художник и ученый, СПБ, 1898; его же, Леонардо да Винчи, его жизнь и художественная деятельность, СПБ 1908 (обе книги устарели);
3. Фрейд, Леонардо да Винчи, Москва 1912 (острый, но на редкость однобокий психоаналитический этюд);
Флорентийские чтения. Леонардо да Винчи. Перевод с итальянского И. А. Маевского, Москва 1914 (сборник статей далеко не одинакового качества);
Г. Вельфлин, Классическое искусство, СПБ. 1912, стр. 23—35 (блестящий формальный анализ важнейших произведений Леонардо);


Леонардо да Винчи, редакция А. Л. Волынского. Санкт-Петербург 1912 (этот сборник содержит яркую, полную снобистических парадоксов статью Бернсона). Исследование Волынского занимает совершенно особое место в огромной литературе о Леонардо. Автор хорошо знает свой предмет, но его общая установка абсолютно неприемлема. Не говоря уже о том, что она носит сугубо идеалистический характер, она прежде всего неисторична. Волынский эстетизирует Леонардо так, как будто бы последний был участником группы „Мира искусства". Неубедительны и все рассуждения автора о „демонизме" Леонардо. В чисто искусствоведческой плоскости исследование Волынского также оставляет желать многого.

Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Статуэтка всадника, Леонардо

News image

Статуэтка всадника, Леонардо (1516-1519)Equestrian ...

1516 год

Смотрим ...

„Мадонна в гроте" Vergine delle Rocce (1

News image

  Мадонна в гроте 1490—1494Мадонна в гроте 1494—1500 "Мадонна в гроте" - "Мадонна среди скал"   Одновременное колоссом Леонардо работал над „Мадонной в гроте", возникшей между 1483 и 1490—1494 годами. Эта картина, ныне хранящаяся в Лувре, была написана для братства Concezione della Vergine и приобретена самим Лодовико Моро. Несколько позднее (1494—1500) ...

1483 год

Смотрим ...

Картон с изображением Святой Анны

News image

Картон с изображением Святой АнныSant'Anna, la Madonna, il Bambino e San Giovannino (c. 1499-1500)[The Virgin and Child with St. Anne and the Young St. John]   Файл более 5 ...

1499 год

Смотрим ...

Эксцентриковое и круговое маховое колесо

News image

Эксцентриковое и круговое маховое колесоEccentric and Circular Flywheels, ...

неопределено

Смотрим ...

"Витрувианский человек"

News image

Витрувианский человек, L'uomo vitruviano (1490 - 1492) - Vitruvian Man, study of proportions Рисунок  34,3×24,5 см; перо, чернила, акварель; галереи Академии (Gallerie dell'Accademia), Венеция   файл 6 Мб В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного ...

1492 год

Смотрим ...

Duodecendron elevatus vacuus

News image

Duodecendron elevatus vacuus

неопределено

Смотрим ...

КОННАЯ СТАТУЯ

News image

 КОННАЯ СТАТУЯ Leonardo da VinciПервой крупной миланской работой Леонардо, из-за которой он, вероятно, и был призван в Милан, явилась конная статуя Франческо Сфорца — отца Лодовико Моро. Этот „великий колосс" (gran colosso) был призван увековечить дом Сфорца и прославить его на весь мир. С ...

1483 год

Смотрим ...

Расстояние от солнца до земли и размеры

News image

Расстояние от солнца до земли и размеры луныDistance from the Sun to the Earth and the Size of the ...

неопределено

Смотрим ...

Аллегория с волком и орлом

News image

Аллегория с волком и орлом, рисунок 1516 г.Allegory with Wolf and ...

1516 год

Смотрим ...

Из мира познавательного

Проголосуй

Для развития сайта надо